Субсидии для частных предпринимателей упрощенцев. Субсидия при УСН: облагается ли налогом. Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы – расходы»

Е.А. Шаронова, экономист

Особый порядок налогообложения субсидий на развитие бизнеса

Как субъектам малого предпринимательства отражать полученную субсидию в доходах и расходах при разных режимах налогообложения

lead

Чтобы повысить эффективность госпрограмм поддержки субъектов малого бизнеса, в марте этого года были внесены поправки сразу в четыре главы НК РФФедеральный закон от 07.03.2011 № 23-ФЗ (далее - Закон № 23-ФЗ) :

  • по НДФЛ;
  • по налогу на прибыль;
  • по УСНО;
  • по ЕСХН.

Эти поправки действуют задним числом, они распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011п. 2 ст. 2 Закона № 23-ФЗ .

Они устанавливают льготный порядок налогообложения субсидий, полученных на развитие бизнеса организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательстваФедеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» . Полученные после 01.01.2011 субсидии учитываются в специальном порядкеп. 4 ст. 223 , п. 4.3 ст. 271 , п. 2.3 ст. 273 , подп. 1 п. 5 ст. 346.5 , :

  • в течение двух налоговых периодов (календарных лет) со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. То есть если, например, всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге с полученной суммы субсидии налог платить вам не придется. Кстати, имейте в виду, что если субсидия получена в конце первого года (например, в декабре 2011 г.), то фактически на ее расходование вам отводится уже не 2 года, а только один (2012 г.);
  • если к окончанию второго налогового периода субсидия останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы по состоянию на конец второго года. Как нам разъяснил специалист ФНС России, для упрощенцев порядок учета будет такой.
/lead

Из авторитетных источников

Государственный советник РФ 1 класса

“ Именно неизрасходованная часть субсидии (а не вся полученная сумма) включается упрощенцем в доходы по состоянию на конец второго года, то есть на 31 декабря. Что касается суммы израсходованной части субсидии, то она уже должна быть учтена в составе доходов с одновременным отражением ее в составе расходов, то есть налоговая база по этим операциям равна нулюп. 1 ст. 346.17 НК РФ ” .

Точно так же включают неиспользованную субсидию в доходы и организации и предприниматели, применяющие другие режимы налогообложения.

Заметим, что двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества организациями и предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения (подробнее см. ниже).

Раньше же субсидию, полученную из регионального или местного бюджетап. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , нужно было в полной сумме включать в доход и платить с нее налог в соответствии с применяемым режимом налогообложениястатьи 41 , 250 НК РФ . То есть получатель был вынужден часть субсидии сразу же вернуть в бюджет в виде налога в размере:

  • <или> 20%, если он платил налог на прибыльп. 1 ст. 284 НК РФ ;
  • <или> 6%, если он применял УСНО с объектом «доходы»п. 1 ст. 346.20 НК РФ или уплачивал ЕСХНст. 346.8 НК РФ ;
  • <или> 15%, если он применял УСНО с объектом «доходы минус расходы»п. 2 ст. 346.20 НК РФ ;
  • <или> 13%, если он платил НДФЛп. 1 ст. 224 НК РФ .

Кстати, именно этот старый порядок нужно применять в том случае, если субсидия получена в конце 2010 г., а тратить ее начали лишь в 2011 г.Письма Минфина России от 24.10.2011 № 03-11-11/263 , от 22.07.2011 № 03-03-10/66 , от 24.03.2011 № 03-11-11/67

Обращаем внимание: получателю субсидии (независимо от того, какой режим налогообложения он применяет) надо завести отдельный регистр (в бухучете вести учет на отдельном счете), в котором отражать получение субсидии и ее расходование. Это нужно для того, чтобы:

  • во-первых, показать целевое использование субсидии;
  • во-вторых, правильно учесть доходы и расходы в целях налогообложения.

Хотя принцип учета доходов единый для всех налогов, порядок их отражения в налоговом учете будет разный в зависимости от применяемой системы налогообложения.

Получатель субсидии применяет общий режим налогообложения

Учет субсидии при исчислении налога на прибыль и НДФЛ

Организации на общем режиме налогообложения в целях исчисления налога на прибыль могут применять как метод начисления, так и кассовый методп. 1 ст. 271 , п. 1 ст. 272 , п. 1 ст. 273 НК РФ .

Если организация применяет метод начисления, то доход в виде субсидии надо отражать на дату признания расходов независимо от того, когда они оплаченып. 4.1 ст. 271 , п. 1 ст. 272 НК РФ .

Если же организация применяет кассовый метод, то доход надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовпп. 1, 2 , 2.3 , 3 ст. 273 НК РФ .

Предприниматель на общем режиме налогообложения в целях исчисления НДФЛ применяет кассовый метод учета доходов и расходов. Поэтому он, так же как и организации, применяющие кассовый метод, должен отражать доход в виде субсидии в сумме оплаченных расходов на дату их оплатып. 1 ст. 221 , п. 4 ст. 223 НК РФ . Делать это нужно в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операцийп. 13 Порядка... .

Как мы уже сказали, рассмотренный порядок учета субсидии в доходах не распространяется на случаи, когда субсидия потрачена на покупку амортизируемого имуществап. 1 ст. 256 , пп. 1 , 3 ст. 257 НК РФ .

Если организация или предприниматель приобретает за счет субсидии основное средство, то потраченную на это сумму субсидии надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу - ежемесячно в сумме начисленной амортизациип. 4 ст. 223 , п. 4.3 ст. 271 , п. 2.3 ст. 273 НК РФ (в ред. Закона № 23-ФЗ) ; пп. 1 , 3, 5 ст. 259.1 НК РФ .

При этом организация, применяющая кассовый метод учета, может начислять амортизацию только в том случае, если основное средство полностью оплаченоподп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ .

Предприниматель также может амортизировать только полностью оплаченное основное средство. К тому же он, в отличие от организаций, вправе применять только линейный метод начисления амортизациип. 1 ст. 221 НК РФ ; подп. 4 п. 15 , п. 24 , п. 30 , п. 40 Порядка... утв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 .

Если приобретается дорогостоящее основное средство, на которое израсходованы не только субсидия, но и собственные средства организации или предпринимателя, то порядок учета в доходах и расходах суммы субсидии усложнится. Здесь возможны два варианта учета.

ВАРИАНТ 1. Определить долю субсидии в стоимости приобретенного основного средства и в такой же доле от суммы амортизации ежемесячно признавать доход в виде субсидии.

ВАРИАНТ 2. Ежемесячно признавать доход в виде субсидии в полной сумме амортизации за месяц до тех пор, пока сумма амортизации не сравняется с суммой субсидии, потраченной на приобретение основного средства. Для налоговиков этот вариант будет более предпочтительным. Ведь часть стоимости основного средства, на которую организация или предприниматель потратили свои деньги, будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль или НДФЛ в более поздних периодах.

Если организация или предприниматель потом решат продать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату продажи нужно включить в доходы и выручку от реализации основного средства, и сумму субсидии, равную остаточной стоимости. А в расходы можно включить остаточную стоимость основного средстваподп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ . В итоге налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства.

Если организация или предприниматель будет по каким-либо причинам ликвидировать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату ликвидации во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость этого основного средстваподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходахст. 250 НК РФ . В результате налог платить не придется.

Учет субсидии при исчислении НДС

Пока нет официальных разъяснений ни от Минфина, ни от ФНС о том, можно ли принять к вычету НДС по основным средствам, товарам, работам, услугам, приобретенным за счет субсидии. Хотя летом этого года финансовое ведомство и обещало высказать свое мнение по этому вопросуПисьмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/1/340 . Поэтому мы обратились к специалисту Минфина России с вопросом, можно ли принять входной НДС к вычету, если источником покупки были бюджетные деньги. И вот что нам ответили.

Из авторитетных источников

Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Денежные средства в виде субсидий, получаемые субъектами малого и среднего предпринимательства из соответствующего бюджета РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых ими товаров (работ, услуг)п. 1 ст. 146 , подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ . В случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставляемых федеральным бюджетом, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
В случае если предоставляемые соответствующим бюджетом РФ субсидии получены субъектами малого и среднего предпринимательства в качестве оплаты реализуемых ими товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации указанных товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в общем порядкест. 172 НК РФ ” .

Субъекты малого предпринимательства, как правило, получают субсидии именно на возмещение затратсм., например, пп. 1.1 , 1.2 , 2 Порядка предоставления и распределения в 2011 году субсидий из бюджета города Москвы для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 № 818-ПП (ред. от 29.04.2011) . Так что безопаснее входной НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным за счет субсидии на развитие бизнеса, полученной из регионального или местного бюджета, к вычету не принимать.

Получатель субсидии применяет УСНО с объектом «доходы минус расходы» или уплачивает ЕСХН

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку или уплачивающие ЕСХН, доходы и расходы определяют кассовым методом. Это значит, что доход в виде субсидии отражается на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовп. 5 ст. 346.5 , пп. 1 , 2 ст. 346.17 НК РФ .

Например, в феврале 2011 г. получена субсидия в сумме 100 000 руб., а в апреле - июне 2011 г. упрощенец оплатил за счет этой субсидии расходы только в сумме 60 000 руб. В этом случае в Книге учета доходов и расходовутв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н надо отразить одновременно:

  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» - расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал - на сумму 60 000 руб.);
  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» - доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал - в сумме 60 000 руб.).

В результате за полугодие налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Если упрощенец или плательщик ЕСХН приобретает за счет субсидии основное средство, то его стоимость учитывается в расходах до конца года равными долямиподп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 346.5 , подп. 1 п. 1 , п. 3 ст. 346.16 НК РФ . То есть порядок учета такой же, как и при приобретении основных средств за счет собственных средств. Следовательно, на последнее число отчетного периода часть стоимости основного средства надо показать в Книге учета и в доходах, и в расходах. В результате в году покупки стоимость основного средства будет полностью учтена в расходах, а истраченная на его покупку субсидия - в доходах.

А вот при продаже основного средства, приобретенного за счет субсидии, надо иметь в виду следующее. Упрощенцу или плательщику ЕСХН придется пересчитать налог, если он продаст купленное за счет субсидии основное средствоп. 4 ст. 346.5 , п. 3 ст. 346.16 НК РФ :

  • <или> до истечения 3 лет с момента учета его стоимости в составе расходов - при сроке полезного использования объекта 15 лет и меньше;
  • <или> до истечения 10 лет с момента приобретения - при сроке полезного использования объекта свыше 15 лет.

В этом случае нужно восстановить стоимость основного средства, ранее учтенную в расходах, и вместо нее включить в расходы амортизацию, рассчитанную по правилам гл. 25 НК РФ. В результате придется пересчитать налоговую базу по налогу при УСНО или ЕСХН за весь период с момента учета стоимости основного средства в составе расходов до даты его продажи, представить уточненные декларации за все отчетные (налоговые) периоды, в которых база пересчитывалась, уплатить пени за периоды просрочки.

Поясним на примере. В марте 2013 г. упрощенец продал основное средство, приобретенное за счет субсидии в январе 2011 г. В этом случае нужно сделать следующее.

ШАГ 1. Учтенные в 2011 г. расходы на приобретение основного средства восстановить в полном объеме. А из доходов исключить субсидию, равную стоимости приобретения основного средства.

ШАГ 2. Включить в расходы за 2011 и 2012 гг. сумму амортизации за январь - декабрь, исчисленную по правилам гл. 25 НК РФ. А в доходах отразить субсидию в сумме, равной начисленной амортизации.

ШАГ 3. Представить уточненные декларации по УСНО за 2011 г. и за 2012 г. с правильными суммами доходов и расходов. Если в результате увеличится сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за эти годы, то нужно будет доплатить и налог, и пени.

ШАГ 4. В марте 2013 г. на дату продажи основного средства нужно отразить в расходах сумму амортизации за январь - март 2013 г. А в доходы нужно включить:

  • выручку от продажи основного средства;
  • доход в виде субсидии, равный сумме начисленной за 2013 г. амортизации;
  • доход в виде субсидии, равный остаточной стоимости основного средства (то есть несамортизированной части основного средства).

Учесть же остаточную стоимость основного средства в расходах налоговики вряд ли разрешатПисьма Минфина России от 07.07.2011 № 03-11-06/2/105 , от 28.01.2009 № 03-11-06/2/9 , от 18.04.2007 № 03-11-04/2/106 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 № 18-11/3/56403@ .

В результате налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, то по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать в период применения УСНО или уплаты ЕСХН.

Если упрощенец ведет торговую деятельность и за счет субсидии закупает товары, а потом их продает, то учет будет такой. В момент получения от покупателя денег за проданные товары нужно отразить в доходах не только всю выручку от реализации товаров, но и сумму субсидии, равную покупной стоимости товаров .

Поясним на примере. Предположим, упрощенец в феврале 2011 г. получил субсидию в сумме 300 000 руб. В марте он закупил на эту сумму товары. Они реализованы покупателям 4 апреля на сумму 350 000 руб.

В этом случае на дату продажи (04.04.2011) упрощенец должен в разделе I Книги учета доходов и расходов отразить:

  • в графе 5 - расход в сумме 300 000 руб., то есть покупную стоимость товаров, приобретенных за счет субсидии;
  • в графе 4 - доходы:

В сумме 300 000 руб., то есть субсидию, израсходованную на приобретение товаров;

В сумме 350 000 руб., то есть выручку от продажи товаров.

В результате получится, что с суммы субсидии платить налог при УСНО не нужно. А под налогообложение подпадает вся сумма полученной выручки без учета расходов на приобретение товаров. И это правильно, ведь они закуплены за счет субсидии.

При этом не нужно забывать, что и у упрощенцев, и у плательщиков ЕСХН закрытый перечень расходов, принимаемых при исчислении налогап. 2 ст. 346.5 , п. 1 ст. 346.16 НК РФ . И если получатель субсидии приобретет какие-либо товары (работы, услуги), стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежиме, то в этом случае расхода для целей налогообложения не будет, а вот в доходы придется включить субсидию в сумме неучтенного расхода. Скорее всего, налоговики потребуют отразить доход на дату оплаты неучитываемых расходов.

Упрощенцам при получении субсидии надо учесть еще такой момент. ФНС России разъяснила, что субсидии на развитие бизнеса учитываются в доходах для целей исчисления минимального налога п. 6 ст. 346.18 НК РФ ; Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ . Ведь у упрощенца в доходы включается не только выручка от реализации, но и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсидиястатьи 250 , 346.15 НК РФ . Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только:

  • за первый налоговый период - сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам в первом году;
  • за второй налоговый период - сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам во втором году, а также неизрасходованная сумма субсидии.

Получатель субсидии применяет упрощенку с объектом «доходы»

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку с объектом «доходы», учитывают доходы в виде субсидии в льготном порядке только при условии ведения учета израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в поправкахп. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Закона № 23-ФЗ) .

ФНС России разъяснила, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны отражать субсидии на дату оплаты расходов в Книге учета доходов и расходов одновременно:

  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы»;
  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».

Причем так надо делать и в том случае, если полученная субсидия полностью истрачена за 1 годПисьмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ .

Тем самым упрощенец показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, у него есть полное право не платить налог с полученной субсидии. Кстати, это, в общем-то, не противоречит порядку заполнения Книги учета доходов и расходов. Упрощенец с объектом «доходы» всегда при желании мог отражать в графе 5 Книги расходы, связанные с получением доходовп. 2.5 Порядка заполнения Книги... утв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н .

Хотя в Книге и показывается сумма субсидии в доходах и расходах, в декларацию по УСНОутв. Приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н эти суммы не попадут. Когда по окончании года упрощенец будет заполнять декларацию по УСНО, в строку 210 раздела 2 он перенесет сумму дохода, равную разнице между графами 4 и 5 Книги (а не доход, указанный в графе 4 Книги). По крайней мере такие разъяснения давала ФНС России в отношении субсидий на открытие собственного дела, полученных от центра занятости . Но и при получении субсидии на развитие бизнеса логично поступать так же. Ведь льготные порядки учета этих двух субсидий сходнып. 3 ст. 223 , п. 4.1 ст. 271 , п. 2.1 ст. 273 , подп. 1 п. 5 ст. 346.5 , п. 1 ст. 346.17 НК РФ .

Получатель субсидии уплачивает ЕНВД

К сожалению, законодательно так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии на развитие бизнеса, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на «вмененную» деятельность.

Но ФНС и Минфин России уже сформировали свою позицию по этому вопросу. Они сказали, что в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценамПисьма ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ , от 19.08.2010 № ШС-37-3/9372@ ; Письмо Минфина России от 27.07.2010 № 03-11-09/65 .

Если же организация или предприниматель ведет только «вмененную» деятельность и получает субсидию на развитие бизнеса, то ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНОПисьмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ . При этом доход в виде субсидии облагается этими налогами в особом порядке: в течение 2 лет по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах. И в итоге налог все равно платить не нужно. Обязанность заплатить его возникнет только в том случае, если субсидия за 2 календарных года не будет полностью израсходована.

Однако в этом случае, кроме декларации по ЕНВД, придется подавать еще и другую декларацию:

  • <или> по налогу на прибыль, если организация применяет общий режим;
  • <или> по НДФЛ, если предприниматель применяет общий режим;
  • <или> по налогу при УСНО, если организация или предприниматель применяет упрощенку.

И в этой декларации надо отразить потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате получается, что ЕНВД платится в обычном порядке, а другой налог (налог на прибыль, налог при УСНО или НДФЛ) не платится, так как налоговая база равна нулю.

Кстати, напомним, что организации, которые ведут «вмененную» деятельность, должны доходы и расходы по этой деятельности отражать в бухгалтерском учетест. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ; Письма Минфина России от 29.09.2009 № 03-11-06/3/239 , от 13.02.2009 № 03-11-09/51 ; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н . Как мы уже сказали, для учета получения субсидии и ее расходования лучше завести отдельный счет.

А вот предприниматели, которые ведут только «вмененную» деятельность, не обязаны вести учет доходов, расходов и хозяйственных операций по предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Так что записывать свои расходы, оплаченные за счет субсидии, они могут в любой удобной форме, например с использованием Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателяутв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 .

Получатель субсидии применяет УСНО на патенте

Применять упрощенку на основе патента могут только предпринимателипп. 1, 2 , 3 ст. 346.25.1 НК РФ . И если по другим режимам есть хоть какие-то разъяснения о порядке учета субсидии, то по «патентным» упрощенцам их нет. Поэтому вопрос о том, как предприниматели должны учитывать полученную субсидию, пока не решен.

По логике, если всю субсидию предприниматель израсходовал на «патентную» деятельность, то никаких дополнительных налогов, кроме стоимости патента, он платить не должен.

В то же время если посмотреть разъяснения Минфина и ФНС о порядке учета «патентным» упрощенцем субсидии на открытие своего дела от центра занятости, то увидим, что у ведомств разные позиции по этому вопросу.

ФНС считает, что выданная предпринимателю центром занятости субсидия на открытие своего дела не является доходом, полученным от ведения видов деятельности, в отношении которых возможно применение УСНО на основе патента. Следовательно, налогообложение этой суммы регулируется гл. 23 НК РФп. 2 Письма ФНС России от 19.08.2010 № ШС-37-3/9373@ . А по мнению Минфина, субсидия, полученная предпринимателем, применяющим УСНО на основе патента, не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛПисьмо Минфина России от 17.09.2010 № 03-04-05/3-556 .

То есть получается, что предприниматели, израсходовавшие субсидию на развитие бизнеса только на «патентную» деятельность, находятся в такой же ситуации, как и вмененщики, полностью истратившие субсидию на «вмененную» деятельность. Это нам подтвердил и специалист ФНС России.

Из авторитетных источников

“ Действительно, у предпринимателя в данном случае не возникает налоговых обязательств. В то же время полученную и полностью израсходованную субсидию он должен отразить в Книге учета доходов и расходов, применяемой на общем режиме налогообложенияутв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 , и по итогам года представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ” .

Государственный советник РФ 1 класса

Так что «патентным» упрощенцам безопаснее применять тот же подход, что и вмененщикам. То есть по окончании года подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней субсидию и в доходах, и в расходахПисьмо Минфина России от 20.02.2009 № 03-11-11/25 ; Письмо ФНС России от 02.11.2010 № ШС-37-3/14719@ ; Письмо УФНС России по г. Москве от 15.11.2009 № 20-14/2/115839@ . В результате НДФЛ платить не придется, если вся субсидия израсходована.

Елена задала вопрос:

Елена, во-первых, необходимо внимательно посмотреть документ, на основании которого Вы получили денежные средства. Здесь имеет принципиальное значение два момента:

  1. Как в документе называются те денежные средства, которые Вы получили. Это может быть действительно грант, а может быть и субсидия, полученная в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
  2. Наименование источника финансирования. Это может быть как бюджет субъекта Российской Федерации или бюджет местного органа самоуправления, так и средства коммерческой или некоммерческой организации, зарегистрированной в России или за рубежом.

Грант - это имущество или денежные средства, которые предоставляются безвозмездно и на безвозвратной основе гражданами России, некоммерческими предприятиями и фондами, международными организациями, объединениями. Перечень этих организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области культуры, искусства, охраны здоровья и т.п.

Если Вы действительно получили грант, то в соответствии с пп 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства, полученные в виде грантов не учитываются при налогообложении. Эти средства признаются целевым финансированием и должны учитываться в учете обособленно. Даже в случае применения упрощенной системы налогообложения в виде доходов, Вы обязаны вести как учет доходов, так и учет расходов средств целевого финансирования.

Индивидуальный предприниматель должен вести учет и доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов. При этом расходы, осуществленные в рамках предпринимательской деятельности при налогообложении "Доходы" в Книге доходов и расходов не отражаются, а средства, израсходованные в рамках целевого финансирования - отражаются. Эти расходы должны быть подтверждены всеми первичными документами - договорами (если договоры заключались), кассовыми и торговыми чеками, платежными поручениями, товарными накладными (в зависимости от того, каким способом была осуществлена оплата).

Однако, денежные средства, полученные на развитие собственного бизнеса под понятие "грант" не подпадают. Скорее всего, Вам была выдана субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ "Порядок признания доходов и расходов":

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом - шестом настоящего пункта.

Таким образом, как и в случае получения гранта, Вы обязаны отразить в Книге доходов и расходов и доход в виде полученных денежных средств, и расходы, произведенные за счет этих средств.

Все денежные средства должны быть отражены в течение двух налоговых периодов, то есть в течение двух лет. Если денежные средства получены в 2011 году, то доход должен быть отражен в полном размере в двух декларациях - за 2011 и за 2012 годы.

В каком году какую сумму дохода отражать? Ответ находим в том же абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ - доходы отражаем пропорционально расходам. То есть если в 2011 году расхода не было, то и доход отражать не надо. Если расходы были фактически произведены и могут быть признаны для целей налогообложения в 2011 году, то точно в той сумме должны быть отражены и доходы.

Ещё раз обращаю Ваше внимание, что данное правило справедливо ко всем индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и уплачивающим 15% с разницы между доходами и расходами, и уплачивающими 6% с доходов.

При этом расходы должны быть подтверждены первичными документами и отражены в Книге учета доходов и расходов.

Теперь давайте разберемся как отражаются в учете и признаются для целей налогообложения расходы на приобретение основных средств. Этот порядок установлен п. 3 ст. 346.16 и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Расходы на приобретение основных средств при применении упрощенной системы налогообложения признаются расходами для целей налогообложения в следующем порядке:

  1. Расходы признаются в размере оплаченной стоимости основного средства. То есть, если в 2011 году была осуществлена частичная оплата, то и в качестве расходов в 2011 году можно признать только сумму частичной оплаты. А в 2012 году сумму оплаты, произведенной в данном году.
  2. Расходы признаются в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода. Как понимать такую формулировку? Налоговую декларацию индивидуальный предприниматель сдает один раз в год, а Книгу доходов и расходов ведет поквартально. Поквартально оплачивает и авансы налога по УСН.
    Предположим, что основное средство оплачено и введено в эксплуатацию во втором квартале 2011 года. Значит всю оплаченную сумму надо разбить на три части и равными долями отразить в Книге доходов и расходов за второй, третий и четвертый кварталы.
    Кроме того, в Книге учета доходов и расходов есть раздел II "Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу". Основные средства, приобретенные за счет целевого финансирования необходимо отразить и в этом разделе наряду с другими основными средствами, применяемыми в предпринимательской деятельности и принадлежащими на правах собственности индивидуальному предпринимателю.
  3. Расходы признаются с момента ввода в эксплуатацию основного средства. Значит необходимо заполнить все первичные документы, которыми подтверждается ввод основного средства в эксплуатацию.
    Унифицированные первичные документы по учету основных средств утвержденны Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств":
    - Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) - унифицированная форма ОС-1;
    - Инвентарная карточка учета объекта основных средств - унифицированная форма ОС-6;
    - Инвентарная книга учета объекта основных средств - унифицированная форма ОС-6б.

Все эти формы должны быть закреплены в Учетной политике для целей налогообложения. Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ каждый налогоплательщик должен формировать учетную политику для целей налогообложения. И никаких исключений для индивидуальных предпринимателей в этом плане в Налоговом Кодексе не предусмотрено.

Итак, в Книге доходов и расходов мы отразили в равных суммах доход и расход. А как это все отразить в налоговой декларации? Ведь обязанность по уплате налога здесь не возникает?

А в налоговой декларации по УСН эти суммы отражать не надо. Но зато возникает необходимость заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль. Да, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль. Но в случае получения средств целевого финансирования они обязаны заполнить и представить в налоговую лист 07.

В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ получатели целевых средств обязаны по окончании налогового периода предоставить в налоговую инспекцию отчет о целевом использовании полученных средств. А этот отчет входит в состав декларации по налогу на прибыль (лист 07). Конечно, необходимо заполнить ещё и титульный лист. При этом эти два листа необходимо сдать именно в сроки, утвержденные для сдачи именно этой декларации - не позднее 28 марта 2012 года. Так как в соответствии со статьёй 285. "Налоговый период. Отчетный период" налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Если Вы этого не сделали своевременно, то это необходимо сделать сейчас.

Я постаралась максимально полно ответить на вопрос Елены. Но если вдруг у Вас остались какие-то вопросы, пишите в комментариях. Постараемся разобраться ещё глубже.

Распечатайте и отнесите мой ответ Вашему налоговому инспектору. Свои права надо отстаивать с Налоговым Кодексом в руках и со ссылкой на статьи, параграфы, пункты и абзацы.

    Бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям на УСН, не удов­летворяют указанным требованиям. На основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов в день поступления денежных средств организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

    Исключение из общего правила

    Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», далее – Закон № 209-ФЗ).

    Как вы знаете, к субъектам малого предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, за исключением указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", если они соответствуют критериям, указанным в части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, а именно:

    среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год - до 100 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);

    «налоговый» доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год по всем видам деятельности и всем налоговым режимам не превышает 800 млн рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);

    выполняется хотя бы одно из требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в том числе по доле участия в уставном капитале АО или ООО государства, общественных, религиозных и благотворительных организаций и иных фондов, иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Субсидии, полученные малыми предприятиями в соответствии с Законом № 209-ФЗ, включаются в состав налогооблагаемых доходов, но для них пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ предусмотрен льготный порядок налогообложения.

Как учесть полученную субсидию

Льготный порядок налогообложения субсидии малому предприятию заключается в том, что средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за ее счет, не более двух налоговых периодов (календарных лет) с даты получения (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если по окончании второго налогового периода полученная сумма не будет израсходована, то ее остаток отражается в составе доходов этого налогового периода.

Доход признается на дату оплаты расходов в сумме оплаченных расходов при условии ведения учета израсходованных сумм. Какой объект налогообложения применяется - «доходы минус расходы» или «доходы» - значения не имеет.

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения « доходы», в графе 5 Книги учета доходов и расходов (далее – Книга) отражает фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ. То есть учет субсидий – это один из случаев обязательного ведения учета расходов «упрощенцами» с объектом «доходы».

Пример. Налогообложение полученной субсидии.

Малое предприятие на УСН в марте текущего года получило субсидию в размере 150 000 рублей, а израсходовало ее часть только в июне - в сумме 70 000 рублей.

На дату получения субсидии запись в Книгу вносить не нужно. В июне на дату осуществления расхода в графе 4 раздела I «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» нужно отразить доход в размере 70 000 рублей, а в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» - расход в той же сумме. В результате налогооблагаемый доход по итогам девяти месяца и календарного года в целом равен нулю.

В июне следующего года предприятие израсходовало еще 70 000 рублей из средств субсидии. По итогам полугодия налогооблагаемый доход также равен нулю.

Неизрасходованной осталась часть субсидии в размере 10 000 рублей (150 000 - 70 000 – 70 000). По итогам второго календарного года эту сумму нужно включить в доходы.

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве » № 8, август 2013 г.

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

– цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

– текущих расходов.

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86



ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– начислена амортизация.

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

– списываются в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– приобретены материалы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит , к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

– по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

– нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».