Презентация социально экономическое развитие николай 1. Внутренняя политика Николая I Социально-экономическое развитие. Противоречивость в политике Николая I

Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая / (1825-1855) Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 2

Слайд 3

Увлечения: военно-инженерное дело прусские военные уставы Отвергал: идеи либерализма конституцию духовную сторону жизни Характеристика: Милитаристские взгляды В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность и покорность. жестоко преследовал любую крамолу в России и за рубежом, Прозвище: «жандарм Европы», «Палкин»

Слайд 4

Важнейшее направление внутренней политики: централизация власти. Вехи внутренней политики: твёрдо пресекал попытки изменить существующий строй 1826 год – создано Третье отделение, секретная служба, обладавшая значительными полномочиями, Третье отделение возглавил А. Х. Бенкендорф, ставший одним из символов эпохи, а по его смерти (1844 год) - А. Ф. Орлов. В 1826 году цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». подавление Польского восстания 1830-1831 Политика Николая I была противоречивой и двойственной: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой осознание необходимости уступок "духу времени". А.А. Х.Ф. Бенкендорф Орлов

Слайд 5

Во избежание "умственного брожения" в обществе один за другим закрывают журналы прогрессивной ориентации: "Литературную газету" А. А. Дельвига "Московский телеграф" Н. А. Полевого, Европеец" П. В. Киреевского, А. А. Дельвиг "Телескоп" Н. И. Надеждина Об открытии же новых изданий не идет и речи. Так, на ходатайство "западника" Т. Н. Грановского о разрешении журнала "Московское обозрение" летом 1844 года Николай I ответил коротко и ясно: "И без нового довольно". П. В. Киреевский

Слайд 6

Крестьянский вопрос при Николае I: 1. был введён запрет ссылать на каторгу крестьян 2. был введён запрет продавать их поодиночке и без земли 3. крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. 4. Был подписан «указ об обязанных крестьянах» 5. Была проведена реформа управления государственной деревней: 1. 2. 3. Были созданы приходские училища (т. н. «киселёвские школы»). Распространялись посевы картофеля, вводилась общественная запашка. порядок выхода крестьян из крепостной зависимости по добровольному соглашению с помещиком. П.Д. Киселев Меры носили запоздалый характер и в освобождение крестьян при жизни императора так и не вылились.

Слайд 7

Образование при Николае I: Теория «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. По школьному уставу 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян

Слайд 8

Против выступил публицист друг А. С. Пушкина П. Я. Чаадаев. В 1836 году он опубликовал в московском журнале «Телескоп» первое письмо из цикла своих «Философических писем» в котором излагались основные положения всего цикла Чаадаев едко критиковал всю предшествующую историю России, крайне пессимистически оценивал её настоящее и будущее Он заявлял, что все беды России от её отлученности от всемирного воспитания человеческого рода», что национальное самодовольство и духовный застой препятствуют исполнению предначертанной ей свыше исторической миссии. За эту публикацию журнал был закрыт.

Слайд 9

По высочайшему повелению П. Я. Чаадаева объявили «сумасшедшим», за ним был установлен медико-полицейский надзор. А теория «официальной народности» на многие десятилетия стала главной идеологией самодержавия.

Слайд 10

Для укрепления существующего порядка под руководством М.М. Сперанского (возвращенного в Петербурга 1821 г.) во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии были подготовлены: В 1830 г «Полное собрание законов Российской империи» за 1649-1826 гг. В 1833 г «Свод законов Российской империи» "Извлечение из хаоса законов" стояло на первом месте ещё со времен Петра, но лишь в правление Николая I кодификация установлений почти за 300 лет завершилась изданием Полного Собрания законов в 48 томах, способствуя не только основанием власти, но и развитию правосознания в стране. "Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожения крепостного права" заявлял Николай I.

Слайд 11

Реформы Е.Ф. Канкрина К 1825 году внешний долг России достиг 102 млн рублей серебром Министр финансов Канкрин: Ограничивал государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, проводил политику покровительства русской промышленности и торговли, облагал высокими пошлинами ввозимые в Россию промышленные товары. В 1839- 1843 гг. Канкрин провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменять на серебро. Сохранялась пропорция между количеством кредитных билетов и государственным запасом серебра. Благодаря этим мерам Канкрин добился бездефицитности государственного бюджета, укрепил финансовое положение страны.

Слайд 12

Государство и церковь При Николае I усилился оберпрокурорский надзор за ходом церковных дел обер-прокурор получил министерские полномочия. Исключительно влиятельным оберпрокурором николаевской эпохи был гр. Н.А.Протасов (1836-1855), сторонник моноконфессионального государства, отрицательно относившийся к политике широкой веротерпимости При Николае I возобновляются гонения на староверов.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА1. Укрепление аппарата управления
(принцип режима личной власти)
2. Кодификация законов
3. Социальная сфера (укрепление позиций
сословной опоры самодержавия – дворянства)
4. Сфера образования и печати (опасность
«вольнодумства)
5. Крестьянский вопрос
6. Экономическая сфера

Николай поставил себе задачей ничего не
переменять, не вводить ничего нового в
основаниях, а только поддерживать
существующий порядок, восполнять пробелы,
чинить обнаружившиеся ветхости помощью
практического законодательства и все это
делать без всякого участия общества, даже с
подавлением общественной
самостоятельности, одними
правительственными средствами; но он не
снял с очереди тех жгучих вопросов, которые
были поставлены в прежнее царствование, и,
кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее,
чем его предшественник
(Н.О. Ключевский)

Реформирование управления

Александр
Христофорович
Бенкендорф

Экономическое развитие

В стране начала формироваться технически
передовая и конкурентоспособная
промышленность, в частности, текстильная и
сахарная, развивалось производство изделий
из металла, одежды, деревянных,
стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих
изделий, начали производиться собственные
станки, инструменты и даже паровозы.
С 1819 по 1859 годы объём выпуска
хлопчатобумажной продукции России
увеличился почти в 30 раз; объём
машиностроительной продукции с 1830 по
1860 годы вырос в 33 раза.

Экономическое развитие

Впервые в истории России при Николае I
началось интенсивное строительство
шоссейных дорог с твёрдым покрытием: были
построены трассы Москва - Петербург,
Москва - Иркутск, Москва - Варшава. Из
7700 миль шоссейных дорог, построенных в
России к 1893 году, 5300 миль (около 70 %)
было построено в период 1825-1860 годов.
Было также начато строительство железных
дорог. Построено около 1000 верст
железнодорожного полотна, что дало стимул
к развитию собственного машиностроения.

Николай I, детально изучив технические
данные предполагаемых к строительству
железных дорог, потребовал расширения
российской колеи по сравнению с
европейской (1524 мм против 1435 в Европе),
исключив тем самым возможность доставки
вооружённых сил потенциального противника
вглубь России. Принятая Императором
ширина колеи была предложена строителем
дороги американским инженером Уистлером
и соответствовала принятой в то время в
Северной Америке ширине колеи в 5 футов.

Был принят ряд законов, улучшавших положение крепостных крестьян.
Так, помещикам было строго запрещено продавать крестьян (без
земли) и ссылать их на каторгу (что ранее было обычной практикой);
крепостные получили право владеть землей, вести
предпринимательскую деятельность и получили относительную
свободу передвижения.
С другой стороны, впервые государство стало систематически следить
за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками (это
являлось одной из функций Третьего отделения), и наказывать
помещиков за эти нарушения. В результате применения наказаний по
отношению к помещикам к концу царствования Николая I под арестом
находилось около 200 помещичьих имений, что сильно сказалось на
положении крестьян и на помещичьей психологии. Как писал В.
Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два
совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не
собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства,
которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не
есть частная собственность землевладельца, что их связывают между
собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать
крестьян.
Таким образом, крепостное право при Николае изменило свой
характер - из института рабства оно фактически превратилось в
институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и
права крестьян.

Впервые произошло резкое сокращение
численности крепостных крестьян - их доля
в населении России, по разным оценкам
сократилась с 57-58 % в 1811-1817 годах до
35-45 % в 1857-1858 годах и они перестали
составлять большинство населения.
Очевидно, немалую роль сыграло
прекращение практики «раздачи»
государственных крестьян помещикам вместе
с землями, процветавшей при прежних царях,
и начавшееся стихийное освобождение
крестьян

Улучшилось положение государственных крестьян,
численность которых ко второй половине 1850-х
годов достигла около 50 % населения. Это
улучшение произошло в основном благодаря мерам,
предпринятым графом П. Д. Киселёвым, отвечавшим
за управление госимуществом. Так, всем
государственным крестьянам были выделены
собственные наделы земли и участки леса, а также
повсеместно были учреждены вспомогательные
кассы и хлебные магазины, которые оказывали
крестьянам помощь денежными ссудами и зерном в
случае неурожая.
В результате этих мер не только выросло
благосостояние госкрестьян, но и доходы казны с них
увеличились на 15-20 %, недоимки по податям
уменьшились вдвое, а безземельных батраков,
влачивших нищенское и зависимое существование, к
середине 1850-х годов практически не осталось, все
получили землю от государства

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • дать общее представление о личности и эпохи Николая1, о причинах и следствиях реформ, проводимых в его царствование, охарактеризовать социально-экономическую обстановку сложившуюся во второй четверти 19 века, выявить причины тормозящие процесс модернизации в российском государстве;
  • формирование умений строить причинно-следственные связи, выделять главное, работать с документами, формулировать выводы.
  • формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала.

Основные понятия темы: жандармерия, канцелярия, ассигнации, капиталистые крестьяне, товарно-денежные отношения, классы, промышленный переворот, модернизация.

План урока:

  1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).
  2. Мотивация.
  3. Характеристика личности Николая 1 и его царствования. Работа с документами.
  4. Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая I”.
  5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти 19 века.
  6. Подведение итогов. Закрепление изученного материала.

1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).

(Приложение №1)

2. Мотивация.

Мне кажется, две фразы сказанные Николаем 1 характеризуют время его правления:

“Господи, умери Россию”, и фраза сказанная наследнику престола Александру 2 “Сдаю тебе мою команду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот”.

3. Характеристика личности Николая 1.Работа с документами.

(Приложение №2)

Вопросы к документам:

  • Каковы по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая 1.
  • Как вы думаете Николай 1 осознавал обстановку сложившуюся в России?
  • Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
  • Какие задачи для Николая 1 были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
  • Сравните Задачи Николая 1 с задачами Александра1.
  • Подведение итогов.

4. Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая 1”.

Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков.

Николай 1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая 1 на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая1. Работаем с текстом & 10-11 стр.57-65

Дата. Автор. Реформа. Содержание реформы. Значение

5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX века.

Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в стране после проведения реформ обстановку в стране?

Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы? Обратите внимание на документы на стр. 69.

  • Каким экономическим процессам мешало крепостное право?
  • Какие факторы необходимы для промышленного переворота?
  • Что такое модернизация?

Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности.

С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году?

Домашнее задание: &10-11, вопросы к & устно.

6. Подведение итогов урока.

Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая 1?

Сравните внутреннюю политику Николая 1 и Александра 1.

Как вы думаете если бы царствование Николая1 началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?

Используемая литература:

  1. Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России XIX век, учебник для 8 класса, “Просвещение” 2003.
  2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Т.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России, “Проспект”.2006

Приложение №1

Тестирование. Россия в начале XIX века. Первый вариант

1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:

  • а) Государственному совету
  • б) императору
  • в) Сенату
  • г) губернаторам и наместникам

2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:

  • а) “Негласный комитет”
  • б) “Непременный комитет”
  • в) “Избранный совет”
  • г) “Комитет министров”

3. Годы правления Александра I:

  • а)1800-1812
  • б)1801-1825
  • в)1801-1820
  • г)1800-1825

4. “Армией двунадесяти языков” называли:

  • а) армию М. И. Кутузова
  • б) войска антифранцузской коалиции
  • в) армию Наполеона
  • г) армию Александра I

5. Указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал:

  • а) выкуп крепостных крестьян за счет казны
  • б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
  • в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп
  • г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние

6. Целью создания “военных поселений” было:

  • а) развитие торговли и промышленности
  • б) облегчение положения старослужащих солдат
  • в) сокращение офицерского состава
  • г) сокращение средств на содержание армии

7. Поводом к выступлению декабристов послужила:

  • а) смерть Александра I
  • б) избрание на царство Николая I
  • в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол
  • г) отказ от престола Константина Павловича

8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:

  • а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
  • б) Наполеон направил основные силы на Петербург
  • в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
  • г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым
  • а) 1801 г. 1) указ о “вольных хлебопашцах”
  • б) 1802 г. 2)отмена крепостного права в Прибалтике
  • в) 1803.г. 3)учреждение Комитета министров
  • г) 1804 г. 4) учреждение министерств

а) а-3 б) б-2 в) в-1 г) г-4

10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?

Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.

Тестирование. Россия в начале XIX века. Второй вариант

1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:

  • а) мануфактурному производству
  • б) промышленности
  • в) сельскому хозяйству
  • г) торговле.

2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:

  • а) коллегии
  • б) министерства
  • в) департаменты
  • г) комитеты

3. Бородинское сражение произошло:

  • а) 12 июня 1812 г.
  • б) 14 декабря 1825 г.
  • в) 26 августа 1812 г.
  • г) 13 июля 1826 г

4. Первый российский закон, давший возможность освобождения от крепостничества

  • а) “Соборное уложение”
  • б) “Жалованная грамота дворянству”
  • в) указ “о вольных хлебопашцах”
  • г) “Уставная грамота Российской империи”

5. В основу государственного устройства М. М. Сперанский предлагал положить принцип:

  • а) централизации власти
  • б) разделения властей
  • в) сохранения самодержавного правления
  • г) демократии

6. Членами “Священного союза” являлись:

  • а) Австрия, Пруссия
  • б) Франция, Австрия
  • в) Англия, Турция
  • г) Россия, Италия

7. Восстание декабристов произошло:

  • а) 1 декабря 1825 г.
  • б) 14 декабря 1825г.
  • в) 31 декабря 1825 г.
  • г) 14 декабря 1826г.

8. Выберите верные утверждения: к последствиям заключения Тильзитского мира относятся:

  • а) укрепление господства Франции
  • б) проникновение России на Кавказ
  • в) отмена крепостничества в Прибалтике
  • г) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции

9. Укажите верное соответствие:

  • а) а-4
  • б) б-1
  • в) в-2
  • г) г-3

10. Назовите документ:

“Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян... на волю и вместе с тем утвердить им участок земли... имеет Представить их при прошении своем... к министру внутренних дел для рассмотрения...”

Вариант 1 Вариант 2
1.б 1. б
2. а 2. в
3.б 3. в
4. в 4. в
5. в 5. б
6. г 6. а
7. а 7. б
8. г 8. а
9. в 9. б
10. Екатерина II 10. “Указ о вольных хлебопашцах”

Приложение №2

Изречения Николая I:

“Революция на пороге, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив”

“В учение я видел одно принуждение, и учился без охоты ”.

“Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”.

“Четырнадцатого числа я буду государь или мертв”.

Из писем Николая I:

“Странная моя судьба; мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один

ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан чтобы мучиться”

Письмо написано брату Константину после восстания декабристов:

“Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных”

Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания.

О Николае I:

С.М. Соловьев “Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем”.

“Николай 1 инстинктивно ненавидел просвещение…Он был воплощенное “не рассуждать”, московский университет царь называл “волчьим гнездом”

А.Е. Пресняков “время Николая1 – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии”

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей.
И все дела твой и добрые и злые
Все ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Презентация на тему "Николаевская Россия" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о времени правления Николая I, эпоха которого является "апогеем самодержавия". Автор презентации: учитель истории и обществознания, Барашкина Светлана Николаевна.

Фрагменты из презентации

Николай I – 1825 - 1855

«АПОГЕЙ САМОДЕРЖАВИЯ» – наиболее полное проявление абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах общественной и политической жизни России

Порядок, который должен быть установлен в стране:

  • строгая централизация, т.е. подчинение одному центру;
  • полное единоначалие на всех уровнях управления;
  • безоговорочное подчинение низших высшим.

Противоречивость в политике Николая I:

  • Постоянная борьба с революционным движением, гонения на все передовое и прогрессивное в стране;
  • Попытка проведения мероприятий, которые искоренили бы недостатки существующей системы и решили наиболее острые проблемы.

П.Д.Киселеву поручена подготовка реформы государственной деревни. Для этого было создано V Отделение Собственной его императорского величества канцелярии.

Цели реформы государственных крестьян

  • Повысить уровень жизни государственных крестьян.
  • Обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян.
  • Дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.

Реформа государственной деревни предусматривала

  • определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела;
  • для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности; другим давали землю;
  • во избежание голода, на случай неурожая создавалась так называемая «общественная запашка» – участок земли, на котором работали все крестьяне данной общины; урожай с него хранили на случай голода;
  • в государственных деревнях открывались школы; к 1854 г. Было открыто 26 тыс. школ со 110 тыс. учащимися;
  • открывались медицинские и ветеринарные пункты.

Социально-экономическое развитие России в начале XIX века

  • Российская империя была … Страной, так как большую часть населения составляли … . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись …, а работали ….. крестьяне, находившиеся в полной собственности … . За
  • В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне- ….. , временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в … губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки, был … .
  • в это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые ….. крестьяне, которые занимались предпринимательством.
  • В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения и появляются элементы капиталистической системы. … , … крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.