Презентация на тему экономика развитого социализма. Укрепление роли армии и органов безопасности

Открытый урок по теме:

« Экономика «Развитого социализма»

учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

Варава Ирины Михайловны

Класс: 9-а 19.02.2014

Предмет: история

Цели урока:

Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Тип урока: Проблемный

Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

На уроке формируются компетенции:

  • информационные,
  • учебно-познавательные,
  • коммуникативная,
  • ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

1979 г. - реформа хозяйственного механизма.

Термины:

*Товарный голод

*Экономический застой

*Дефицитная экономика

*Экстенсивное развитие

*Интенсивное развитие

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку;

Постановка целей и задач урока.

II. Проверка знаний

Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел

У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)

Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел

Фронтально с классом:

Вопросы:

  1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
  2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
  3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
  4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
  5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
  6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

III. Изучение нового материала

  1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
  2. Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.

3. Научно- технический прогресс.

4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

(Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

  • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
  • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
  • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
  • нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с содержание реформ по вариантам:

Фронтальное подведение итогов по вариантам

2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:

« Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных проблем села.

2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Проверка выполнения задания.

1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

  • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
  • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
  • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
  • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
  • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
  • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

Научно-технический прогресс.

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV. Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V. Домашнее задание: § 44.

VI. Подведение итогов урока.

План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

Результаты сворачивания реформ %

Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию

Ответь на вопрос теста Какие признаки характеризуют политическую систему СССР в 1970-е- середине 80-х гг.? 1) отсутствие жёсткого идеологического контроля в обществе 2) осуществление на практике принципа разделения властей 3) отказ от критики культа личности Сталина 4) рост и укрепление бюрократического аппарата - Какие ещё признаки политической системы в 1970-е- середине 80-х гг.? вы можете назвать? Правозащитное движение? (р.т.2)


Ответь на вопрос теста В «брежневской» Конституции, в отличии от «сталинской» 1) содержался перечень основных прав советских граждан 2) СССР объявлялся государством диктатуры пролетариата 3) закреплялась руководящая роль КПСС в советском обществе 4) закреплялось федеративное устройство страны Какие ещё черты «брежневской» Конституции вы можете назвать. Почему многие статьи Конституции только провозглашались?








§ 44 (повторить), понятия, даты знакомство с § 46,вопросы () -продумать Р.т.(1-5) – письменно, Задание на урок.






Основные положения реформы (р.т.2) 1) повышались закупочные цены(20%) 2) устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок 3) вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов 4) увеличивались капиталовложения(30%бюджетных средств) 5) были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.


Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 1. Власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства., которое должно планировать и руководить аграрным сектором.


Аграрная реформа (у). 2. Огромные средства тратились крайне неэффективно. Почему? Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.


Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 3. Главное все изменения не затрагивали принципиальных основ колхозной системы - отношений собственности, подлинной заинтересованности колхозников в результатах труда не было.


Итоги: Введение стабильных денежных окладов колхозников обернулось ростом иждивенческих настроений. Убыточная деятельность большинства колхозов и совхозов Сокращение пашни на 25 млн.га Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.


Экономическая реформа 1965 г. – «Косыгинская реформа».(р.т) Наследие Хрущева: Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу Отменены совнархозы и восстановлены министерства Изменена система планирования при расширении прав предприятий Отменены многие хрущевские «нововведения» Стимулирование труда Введение экономических методов хозяйствования Хозрасчёт Учитывалась местная инициатива гг. – Восьмая пятилетка – наилучшие показатели развития страны в Советский период


Меры в промышленности (р.т.3) Восстановление отраслевого управления (восстановление министерств); Перевод предприятий на хозрасчет (самоокупаемость); Главное. Изменение условий планирование – 1) выполнение плана выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции; 2) Сокращение количества отчетных показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции, вводились новые показатели качества продукции


Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?(р.т.3-2) Сентябрьская реформа 1965 г. пыталась ввести в действие материальные стимулы, т.е. командно- административное регулирование дополнить экономическим, тем самым совершенствовать хозяйственный механизм. Цель- усилить заинтересованность предприятий в перевыполнение плановых заданий.










Результаты в промышленности Сначала реформа дала немалый результат, с 1966 – 1970 гг. Но уже к концу 1960-х реформа, притом, что ее никто не отменял, пошла на убыль. Докажите (р.т.4) Какими объективными причинами руководство страны падение темпов экономического роста? (р.т.4-1) (у. 288)




Причины свертывание реформы Противодействие преобразованиям со стороны высшей номенклатуры (господствующий слой руководства партией и страной) (учебник 289) Противоречие идеологическим установкам; Непоследовательность и не комплексность самой реформы. « Косыгинская реформа » не сумела предотвратить появления к концу 60-х гг. негативных тенденций в советской экономике.








Научно – технический прогресс (р.т.5) В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966 г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».


В 1965 г.был создан транспортный самолет «Антей». В 1975 г. началась эксплуатация сверхзвукового пассажирского самолета ТУ В 1976 г. появился 1-й советский «аэробус»-Ил-86. В 1975 г. начался выпуск карьерных самосвалов БЕЛАЗ-110.


Социальная политика(р.т.5- 2) За 20 лет число горожан выросло со 130 до 180 млн. чел. численность жителей села снизилась со 105 до 96 млн. чел. В Нечерноземье села пришли в запустение. Число лиц с высшим и средним образованием составляло 70%. Резко обострился жилищный вопрос,в республиках средней Азии появилась скрытая безработица. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности- 50. Нехватка продовольствия привела к введению в ряде районов страны карточной системы.



Хозяйственный « застой ». Факты. 1. Советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную 2. С 1970-х годов началось снижение основных экономических показателей: темпов прироста национального дохода, роста производительности труда. 3. Свёртывание социальных программ в 1980-е гг., финансирование социальной сферы по остаточному принципу. 4. Удельный вес отраслей, определяющих научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.) был значительно ниже, чем в индустриально- развитых странах. 5. К 1985 г. в СССР было несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США – 1, 5 млн новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров) 6. К началу 80-х г. в СССР продолжали работать вручную 40% промышленных рабочих, 75% работников сельского хозяйства.


Хозяйственный « застой » Усиление гонки вооружений Хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров Импорт зерна и продовольствия Экспорт топлива и полезных ископаемых Добывающий и топливно-энергетический, ВПК становятся приоритетом развития промышленности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Экономика развитого социализма »

А.А.Данилов. История России, 9 класс

    Цель урока: Усвоение учащимися знаний об экономики развития «развитого социализма» в СССР.

    Задачи:

образовательные:

показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х годов;

раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году;

определить причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

развивающие:

умение соотносить исторические знания с социальными реалиями их отражающими;

анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, диаграмма, таблица);

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и терминами и понятиями;

формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к истории своей страны;

формировать негативное отношение к директивному типу экономической системы как несоответствующей демократическому политическому режиму.

    Тип урока изучения нового материала

    Формы работы учащихся фронтальная , групповая

    Форма урока комбинированный

    Необходимое техническое оборудование:

компьютер, экран, проектор;
– презентация;
– рабочий лист
– словарь ключевых понятий и терминов
– экспресс-тест

академический школьный учебник «История. Россия в XX – начале XXI века» под редакцией А. А. Данилова (Москва, «Просвещение», 2011 год);

    Структура и ход урока:

Структура и ход урока

Слайд №1

Приветствуют учителя.

1 мин

I этап урока. Мотивация учащихся

Слайд № 2

Перед нами проблема: советская экономика 1965 – 1984 годов – расцвет? Кризис? Застой?

Слайды № 3, 4

Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо решить задачи, сформулированные в вашем рабочем листе и повторить основные понятия и термины.

Слайды № 5, 6

В ходе нашего исследования вы приобретете следующие знания о периодизации и содержании процессов в социально-экономической сфере страны.

Слайд № 2

Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов.

Слайд № 3, 4

Знакомятся с задачами (Приложение 1) и словарем урока (Приложение 2)

Слайды № 5, 6

Ознакомление с рабочим листом (Приложение 1).

5 мин

II этап урока. Изучение нового материала

Слайд № 7

Ознакомьтесь с планом урока в вашем рабочем листе (Приложение 1)

Слайд № 7

План урока:

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.
2. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.
3. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в промышленности.
4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма.
5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере.
6. Результаты сворачивания реформ.

5 мин

Слайд № 8

Используя понятия и термины (Приложение 2), а также материал учебника (§ 45, с. 158), определите причины, вызвавшие необходимость проведения реформ. Самостоятельно сформулируйте меры по их преодолению.
Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение1).

Слайд № 8, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Причины:

1. Неэффективность административного диктата (директивная экономика).
2. Неэффективность внеэкономического стимулирования производства (убеждение, принуждение).
3. Экстенсивный путь развития экономики.
4. Превышение производства товаров группы А над товарами группы Б.

Меры:

1. Внедрение элементов рыночной экономики.
2.Экономические (материальные) стимулы к труду.
3. Интенсивный путь развития экономики.
4. Развитие пищевой, легкой промышленности.

3 мин

2. Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.

Слайд № 9

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 158-159) определите дату, направления и итоги реформы в сельском хозяйстве. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 9, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата: март 1965 год.

Направления:

1. Решение социальных проблем села;
2. Частичное использование экономических стимулов к труду.

Меры:

1. Повышение закупочных цен;
2. Установление на 6 лет твердого плана закупок;
3. Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
4. Увеличение капиталовложений;
5. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Итоги:

1. Деятельность колхозов убыточна;
2. 1965-1988 – сокращение пашни на 22 млн. га;
3. Потери с/х продукции от 20% до 40%;
4. Импорт зерна и продуктов питания.

Причины:

1. Ставка власти на административные рычаги управления;
2. Отсутствие экономических стимулов к труду.

5 мин

3. Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Слайд № 10

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 159-160) определите дату, направления и итоги реформы в промышленности. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 3).

Слайд № 10, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата : сентябрь 1965 год.

Направления:

1. Изменение условий планирования;
2. Усиление экономического стимулирования.

Меры:

1. Сокращение числа планируемых показателей;
2. Повышение качества продукции;
3. Предприятия распоряжаются частью дохода (треть фонда);
4. Управление через отраслевые министерства;
5. Введение местной инициативы.

Итоги:

1. Рост объема производства в 1,5 раза;
2. Построено 1900 крупных предприятий;
3. Коней 60-х – начало застоя.

Причины:

    Снижение количества трудоспособного населения;
    2. Истощение сырьевой базы;
    3. Удорожание добычи полезных ископаемых;
    4. Износ и моральное старение оборудования;
    5. Рост военных доходов;
    6. Директивная экономика.

5 мин

4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Слайд № 11

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 160) определите дату и меры реформирования хозяйственного механизма страны. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 11, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата: 1979 год.

Меры:

1. Совершенствование хозяйственного механизма (возврат к директивной экономике);
2. Повышение роли партийного руководства;
3. Моральные (внеэкономические стимулы к труду).

3 мин

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ)

Слайды № 12,13

На основе анализа диаграмм сформулируйте основные выводы о результатах сворачивания экономических реформ в 1979 году. Результаты занесите в таблицу на рабочем листе (Приложение 1)

Слайды № 12,13, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Результаты сворачивания реформ:

1. Национальный доход – падение в 2 раза;
2. Промышленное производство – падение в 2 раза;
3. С/х производство – падение в 3 раза;
4. Производительность труда – падение в 2 раза;
5. Реальные доходы на душу населения – падение в 3 раза;
6. Понизились капиталовложения в жилищное строительство;
7. На треть сократилась доля экспорта машин и оборудования;
8. В 3 раза уменьшился прирост реальных доходов на душу населения;
9. Доля экспорта нефти и газа возросла в 3,5 раза.

3 мин

III этап урока. Закрепление полученных знаний

Слайд № 14

Сделайте вывод урока в соответствии с поставленной проблемой, вывод урока запишите в рабочий лист.

Пройдите экспресс-тест. (Приложение 3).

Слайд № 14

(Возможные ответы учащихся)

Вывод: период 70-х – первой половины 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой, характеризующийся развитием экономики по экстенсивному пути, усилением централизации управления, возвратам к количественным показателям. А не к качественным.

Учащиеся проходят тестирование.

Результаты тестирования.

10 мин

IV этап урока. Домашнее задание:

§ 44, вопросы и задания;

Задания по выбору:

1. Презентация по теме: «Благосостояние городских жителей в 1965 – 1984 гг.»
2. Эссе по теме: «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60 – 70 гг»
3. Сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей и материалов газет по изученной теме.

Записывают домашнее задание в дневники

1 мин

Приложения.

Приложение 1.

Рабочий лист учащегося 9-А класса

Ф.И. _________________________

Приложение 1

Тема урока: «Экономика развитого социализма»

Проблема: Советская экономика 1965 – 1984 гг. – Расцвет? Кризис? Застой?

Задачи:

1. Показать неизбежность изменения советской экономической системы в средине 60-х годов.

2. Раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году.

3. Раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономики и социальной сфере.

Основные знания: – аграрная реформа 1965 года;

– реформа 1965 года в промышленности;

– научно-техническая политика;

– социальная политика.

Основные понятия: – теневая экономика;

– товарный голод;

– социалистическое соревнование;

– стагнация;

– экономический застой;

– лимитчики;

– дефицитная экономика;

– стадиальное отставание;

– рыночная экономика;

– директивная экономика;

экстенсивное развитие;

– интенсивное развитие;

товары группы «А»;

– товары группы «Б».

Основные даты: – март 1965 года – реформа сельского хозяйства;

– октябрь 1965 года – реформа промышленности;

– 1979 год – реформа хозяйственного механизма

План:

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    Причины проведения экономической реформы 1965 года

1.

    Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве

Направления

Меры

Итоги

Причины

    Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Направления

Меры

Итоги

Причины

    Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Меры

    Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере

Итоги сворачивания «косыгинской реформы» (анализ диаграмм)

    Национальный доход –

    Промышленное производство –

    Сельскохозяйственное производство –

    Производительность труда –

    Реальные доходы на душу населения –

    Капиталовложения на жилищное строительство –

    Доля экспорта машин и оборудования –

    Прирост доходов на душу населения –

Выводы урока:

Приложение 2.

Основные понятия и термины

Дефицитная экономика – это экономическая система, при которой невозможно добиться устранения дефицита товара и услуг.

Интенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается с помощью технического прогресса.

Интенсификация труда – это повышение увеличения напряжённости труда.

Инфляция – падение покупательской способности денег, их обесценивание, связанное с избытком денежной массы и недостатка потребительских товаров.

Кризис – перелом, тяжёлое переходное состояние.

Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к самоподдерживающейся изменяемости.

Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего народного хозяйства той или иной страны.

Либерализация цен – это отказ от государственного регулирования цен.

Совет министров – высший исполнительный и законодательный орган власти.

Реформа – прогрессивное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ социально-экономических и политических структур.

Средства производства – совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства.

Стабильность – прочность, устойчивость, постоянность.

Стагнация – застой в производстве и торговле.

Стадиальное отставание – сохранение тех или иных стран на прежней стадии развития в аграрном, индустриальном обществе, в условиях перехода других государств и народов с следующими стадиями общественного процесса.

Теневая экономика – система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.

Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, основанный на измерении в денежной форме затрат.

Холодная война – этап развития отношений Восток-Запад (1945-1991), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу.

Экстенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных и материальных ресурсов, а не за счёт технического прогресса.

Директивная экономика – тип экономической системы, при которой производители лишены самостоятельности.

Рыночная экономика – тип экономической системы, при которой производитель сам решает что производить, сколько производить и для кого производить.

Товары группы А – производство средств производства (тяжёлая промышленность).

Товары группы Б – создаётся при помощи товаров группы А (лёгкая промышленность).

Приложение 3.

1 слайд

2 слайд

Цели и задачи: познакомить учащихся с экономической ситуацией, сложившейся в СССР в середине 60 - середине 80-х годов; обратить внимание на экономические проблемы, пути их решения и результаты; продолжить формирование навыков самостоятельного подбора материала в соответствии с поставленными вопросами и логической аргументацией своих позиций.

3 слайд

I. Вступление /необходимость экономических преобразований в СССР в с. 60-х; реформаторская деятельность А.Н.Косыгина/ II. Работа по вопросам семинара III. Подведение итогов работы / уровень экономического развития страны к середине 80-х годов; причины увеличения отставания экономики СССР от уровня Запада/

4 слайд

Вступление Неудачи начала 60-х годов породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководителей страны. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

5 слайд

6 слайд

Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Каков их результат? Цели и результаты реформы в промышленности.(Работа Калининского филиала ВНИИТП в 60 -80-е годы.) Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? (с использованием документа и вопроса на с.304 учебника) Что такое постиндустриальное общество? Какие особенности его отличают? Можно ли утверждать, что СССР в начале 70-х годов, как и Запад, вступил в стадию постиндустриального развития? Ответ обоснуйте. Охарактеризуйте социальную политику государства, сопоставив положительные и отрицательные моменты.

7 слайд

…В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.:»Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина, почему она не состоялась? Что бы вы ответили на этот вопрос одного из работников ЦК КПСС?

8 слайд

Каким стал уровень развития СССР к середине 80-х годов? В чем, по-вашему, причины увеличения отставания экономики Советского Союза от экономики Запада?

Тест по истории Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в. для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. В 1970-х гг. был выслан за границу и лишен гражданства СССР писатель

1) А.И. Солженицын
2) Б.Л. Пастернак
3) К.М. Симонов
4) В.А. Солоухин

2. Создание какого крупного предприятия относится к перио­ду середины 1960-х-середины 1980-х гг.?

1) Днепрогэса
2) Харьковского тракторного завода
3) Волжского автомобильного завода
4) Магнитогорского металлургического комбината

3. Конституция 1977 г. содержала положение о (об)

1) многопартийности в СССР
2) построении в СССР общества «развитого социализма»
3) возможности построения в СССР коммунизма за 20 лет
4) альтернативном характере выборов народных депутатов

4. В ходе реформ А.Н. Косыгина, начатых в 1965 г.,

1) создавалась госприемка продукции промышленных предприятий
2) в деревне получили развитие фермерские хозяйства
3) часть предприятий передавалась в аренду частным ли­цам
4) в работу предприятий вводились начала хозрасчета

5. Что из названного характеризует кадровую политику в КПСС в 1970-х — начале 1980-х гг.?

1) альтернативность при выборах партийного руководства
2) запрет на занятие руководящих постов в партии лицам старше 70 лет
3) преимущественное назначение русских на должности первых секретарей в союзных республиках
4) длительное пребывание руководителей на своих постах

6. В каком году произошла отставка Н.С. Хрущева со всех по­стов?

1) 1962 г.
2) 1964 г.
3) 1966 г.
4) 1968 г.

7. Какое событие относится к периоду руководства Л.И. Брежнева?


2) Первый Московский международный кинофестиваль
3) Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве
4) XXII Олимпийские игры в Москве

8. Сравните внутриполитическую ситуацию в СССР в конце 1940-х и конце 1970-х годов. Выберите и запишите под буквами

А) порядковые номера черт сходства
Б) порядковые номера черт различия

1) создание Союза советских писателей
2) однопартийная политическая система
3) преследование инакомыслящих
4) низкий авторитет лидера и всего руководства

2 вариант

1. Принятие какого документа произошло в период руково­дства Л.И. Брежнева?

1) Конституции «развитого социализма»
2) Закона о государственном предприятии
3) постановления ЦК КПСС «О культе личности и преодо­лении его последствий»
4) заявления XXVIII съезда КПСС «К гуманному, демокра­тическому социализму»

2. Видным участником диссидентского движения середины 1960-х — начала 1980-х гг. был

1) М.А. Шолохов
2) А.Д. Сахаров
3) С.П. Королев
4) С.Ф. Бондарчук

3. К реформам А.Н. Косыгина относится

1) частичное внедрение хозрасчета на государственных предприятиях
2) либерализация цен
3) ликвидация ряда отраслевых министерств и создание совнархозов
4) принятие закона «О кооперации в СССР»

4. Что было характерно для советской экономики конца 1970-х гг.?

1) развитие хозрасчета на государственных предприятиях
2) резкое сокращение военно-промышленного комплекса
3) хронический дефицит товаров
4) быстрое внедрение в промышленности и сельском хозяй­стве достижений НТР

5. Период 1970-х — начала 1980-х гг. характеризуется

1) массовыми забастовками рабочих
2) падением доверия людей к господствующей идеологии
3) ослаблением роли КГБ в политической жизни страны
4) массовыми политическими репрессиями

6. В каком году была принята последняя Конституция СССР?

1) 1964 г.
2) 1968 г.
3) 1974 г.
4) 1977 г.

7. Какое явление в советской культуре относится к 1960-1970-м гг.?

1) отказ от партийного контроля над культурой
2) создание первых творческих союзов
3) «культурная революция»
4) «магнитофонная революция»

8. Сравните политические взгляды (установки, особенности политического поведения) Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. Выберите и запишите под буквами

А) порядко­вые номера черт сходства
Б) порядковые но­мера черт различия

1) социалистические убеждения
2) мнение, что необходима постоянная смена (обновление, ротация) партийных и государственных кадров
3) негативное в целом отношение к Сталину и его насле­дию, критика сталинского периода
4) установка на сохранение однопартийной политической системы

Ответы на тест по истории Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в.
1 вариант
1-1
2-3
3-2
4-4
5-4
6-2
7-4
8. А23 Б14
2 вариант
1-1
2-2
3-1
4-3
5-2
6-4
7-4
8. А14 Б23