Презентация как связаны экономика и политика. Презентация на тему "Экономика и общественная среда: взаимосвязь и взаимовлияние" в формате powerpoint. Фрагменты из презентации

«Национальная экономика» - Основные идеи В.Ойкена. Идеи Листа. Национальная экономика как система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства. Термин «Национальная экономика» имеет тройственный смысл: Вопрос о предмете теории национальной экономики до сих пор окончательно не решен. Большое значение экономической свободы для содействия благосостоянию не должно недооцениваться.

«Экономика организации» - Джеймс Голдсмит (р.1928), британский бизнесмен. P – politic, E – economics, S – social, T – technology. Несуществующие налоговые льготы по лизингу. Остальные условия деятельности не менялись. Расчет средней стоимости оборотных средств: Коммерческая организациия. Пример. Определение термина “предприятие”:

«Региональная экономика» - Задачи управления регионом Размещение производительных сил – закономерности, принципы и факторы. Понятие пространственного развития, факторы, отражающие влияние пространства. Основные понятия. Этапы региональных экономических исследований. Этапы становления науки. Методы региональной экономики. Регион: содержание и функционирование.

«Вопросы по экономике» - Смешанная. Основа рыночной системы. Частная и хозяйственная инициатива. Какой тип экономической системы самый распространенный? Формирует величину доходов. Конкуренция. Общественная собственность. - Все, что юридически зарегистрировано как собственность. Как решаются главные вопросы экономики? Объекты собственности.

«Учитель экономики» - Особенности моей методической системы. Цель методической системы. Результативность участия учащихся Угличского ФМЛ в муниципальных олимпиадах по экономике. Значимость предметов. Результаты внеурочной деятельности по математике и экономике. Учебный кабинет. Эффективность учебного процесса мотивация информационное взаимодействие интерактивный диалог конкурентоспособность и привлекательность учебы рациональное использование рабочего времени учителя.

«Экономика в годы войны» - Внешняя политика. Денежная реформа 14 декабря 1947 г. http://www.pobediteli.ru./. Июнь 1944г – открытие второго фронта. Военная экономика СССР 1941 - 1945 гг. Источники послевоенного экон. роста. Погибло 27 млн. человек. Эстония, Латвия, Литва, Бессарабия, Северная Буковина – в состав СССР 1940г. североатлантический (в порты Мурманска, Североморска, Архангельска, Молотовска (с 1957г.






Классические экономические функции государства стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ.


Новые функции государства Они связаны со становлением постиндустриального общества: – поддержка фундаментальной науки, –участие в решении глобальных проблем человечества, –преодоление экологического кризиса и его последствий, –устранение экономического отставания.


Наиболее общие экономические цели государства Обеспечение экономического роста (развития!); создание условий экономической свободы (право выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее); Обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности;






Стабилизационное включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно- денежную (монетарную) политику. Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление экономики, то структурная - на поддержание ее сбалансированного развития, т. е. здорового образа жизни.


Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики. Стабилизационная монетарная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Стабилизационная фискальная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Структурная политика –Определение –Как ее понимать –Примеры структурной политики –Плюсы и минусы Вопросы






Монетарная политика оказывает влияние на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает - денежная масса. Монетарную политику определяет и осуществляет ЦБ. Однако изменение предложения денег происходит не только в результате операций ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (потребителей и фирм).








Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты КБ. КБ прибегают к займам у ЦБ, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения.


Третьим инструментом монетарной политики выступает операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу ЦБ государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя.


Виды монетарной политики Различают два вида монетарной политики: – стимулирующую – сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада с целью «взбадривание» экономики, роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.


Преимущества монетарной политики Отсутствие внутреннего лага (период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению). Отсутствие эффекта вытеснения. Стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций. Эффект мультипликатора.


Недостатки монетарной политики Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном периоде. Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер до момента появления результата их воздействия на экономику.


Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики. Стабилизационная монетарная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Стабилизационная фискальная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Структурная политика –Определение –Как ее понимать –Примеры структурной политики –Плюсы и минусы Вопросы


Фискальная политика представляет собой действия правительства с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Фискальная политика – это действия по регулированию совокупного спроса. Регулирование экономики происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Ряд инструментов фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение.


Цели фискальной политики: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен. Инструменты фискальной политики - расходы и доходы государственного бюджета: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Те же, что и у монетарной политики


Виды фискальной политики В зависимости от фазы цикла применяется либо стимулирующая, либо сдерживающая политика. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде и направлена на увеличение совокупного спроса. Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме и направлена на сокращение совокупного спроса. Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос поскольку увеличивается личный доход домохозяйств Увеличение налогов ведет к сокращению совокупного спроса.






Достоинства фискальной политики Эффект мультипликатора (инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину совокупного выпуска. Отсутствие внешнего лага (внешний лаг – это период времени между принятием решения и появлением первых результатов. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики.


Недостатки фискальной политики Наличие внутреннего лага. (это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения об ее изменении). Эффект вытеснения. (расходов бюджета в период спада к совокупного дохода, что спрос на деньги и ставку процента на денежном рынке. Удорожание кредитов к частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм.


Неопределенность. Неопределенность касается: -идентификации экономической ситуации, -масштаб воздействия в каждой данной экономической ситуации. Дефицит бюджета. Увеличение закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита бюджета.


Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики. Стабилизационная монетарная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Стабилизационная фискальная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Структурная политика –Определение –Как ее понимать –Примеры структурной политики –Плюсы и минусы Вопросы




Об определении Промышленная политика не является альтернативой политики построения рыночной экономики, а лишь специфическим инструментом решения структурных проблем. На Западе этот термин скорее соответствует термину "отраслевая" или "секторальная" политика (как меры государства по поддержке или развитию конкретных секторов экономики. Примеры - послевоенной Франции, Швеции в 80-е годы, Ю.Кореи, Индии, Японии, аграрная политика США.


Особенности российского понимания В начале 90-х годов термин промышленная политика был взят на вооружение. Произошло смещение акцентов, и промышленная политика трактовалась как "государственная политика в области промышленности" или, фактически, как "государственная поддержка промышленности". Как правило, имелись в виду высокотехнологичные и наукоемкие отрасли ВПК (ОПК).


Особенности российского понимания Поскольку промышленная политика имеет следствием изменение отраслевой структуры производства, то в российской практике часто используется термин "структурная политика" как аналог или синоним промышленной политики. На Западе "структурная политика" (или чаще - "структурные реформы") означают институциональные преобразования, такие как приватизация, реформа монополий, земельная реформа, поддержка малого бизнеса и т.п.


Особенности российского понимания Промышленная политика - комплекс действий государства, направленных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития приоритетных секторов и производств. Эквивалентным по существу является и определение промышленной политики как дискриминация государством одних секторов по сравнению с другими. И в том и в другом случае речь идет о создании неравных условий функционирования.


Особенности российского понимания Промышленная политика предполагает наличие четких государственных приоритетов. Промышленная политика это всегда попытка изменить "естественный ход событий". Промышленная политика означает улучшение положения одних секторов экономики за счет относительного ухудшения условий функционирования других ее секторов. Промышленная политика может считаться успешной, если выигрыш страны в целом (включая как прямые, так и косвенные выгоды) от развития приоритетных секторов выше, чем ущерб от замедления развития всех остальных.


Примеры промышленной политики Мировой опыт дает примеры как минимум трех типов промышленной политики: 1.экспортно-ориентированной (создание условий для роста экспорта определенных видов продукции), 2.внутренне ориентированной (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности) 3.стратегической промышленной политики, направленной на ограничения использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т.п.).


Примеры промышленной политики Экспортно-ориентированная политика – Ю. Корея 60-х-80-х годов и другие "тигры" ЮВА, Китай 80-х т 90-х годов, отчасти Япония, Индия 90-х, Чили 70-х и 80-х. Внутренне ориентированная политика - Индия 60х - 80-х годов, Франция 50-х - 70-х, Япония, Китай, США (в части политики в сельском хозяйстве), СССР и в определенной степени Россия. Стратегическая промышленная политика - действия США, стран ОПЕК.


Промышленная политика: pro et contra Либеральная экономическая теория рассматривает промышленную политику как неправомерное вмешательство государства в экономику, искажающее действие рыночных механизмов и препятствующее оптимальному распределению ресурсов. Согласно господствующим взглядам, государство не в состоянии определить истинные точки роста.


Основные аргументы "за" Рыночные механизмы эффективно снимают структурные дисбалансы только при относительно небольших отклонениях от оптимума. Ликвидация "глобальных" дисбалансов требует внерыночных мер. Временные горизонты принятия решений рыночными субъектами "короче", чем может быть необходимо для принятия оптимальных решений. Социальные и политические издержки рыночной саморегуляции без применения специальных мер могут оказаться выше, чем позволяет прочность социально-политической системы.


Основные аргументы «против» Промышленная политика генерирует более существенные дисбалансы, чем те, которые призвана нивелировать. Промышленная политика предполагает "неравные правила игры", создает возможности для лоббирования и коррупции. Промышленная политика предполагает выбор государством (чиновником) "чемпионов", что неизбежно приводит, даже в отсутствии коррупции, к ошибками и масштабным издержкам.


Что такое открытая экономическая политика госуарства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики. Стабилизационная монетарная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Стабилизационная фискальная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Структурная политика –Определение –Как ее понимать –Примеры структурной политики –Плюсы и минусы Основные понятия

Политика и экономика - взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные системы во внутригосударственных и международных отношениях.

Обе сферы настолько важны для нормального функционирования и развития стран, что кризис в одной ведет к негативным последствиям во второй. И наоборот, прогресс и подъем благотворно влияют на процессы, протекающие в другой системе.

Необходимо раскрыть суть самих понятий:

  • политика является понятием, включающим в себя не только деятельность органов государственной власти и госуправления. Есть другое определение. Так, политика — это управление распределением ресурсов. Одной из ее функций является регулирование и установление порядка условий материального производства в стране и совместного труда населения;
  • экономика — исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. По своей сути, экономика страны — это единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья П.Р.О.П. (производства, распределения, обмена и потребления).

Как может политика воздействовать на экономику

Когда субъекты производственных процессов начинают конфликтовать, тогда вмешательство политики в данные экономические по своему характеру отношения становится необходимым.

Необходимо отметить, что политическая система отличается все-таки большей самостоятельностью в принятии решений по сравнению с экономической. Но есть один нюанс — политический курс во многом зависит именно от внутригосударственных экономических отношений. Хотя внешнее политическое давление (к примеру, международные санкции) приводит к изменениям в структуре и принципах ведения экономики в стране.

Опираться можно на различные доктрины, но экономическая энгельсская теория дает более понятное представление о том, насколько по-разному политическая система может оказывать воздействие на систему экономических отношений.

Три ключевых аспекта:

  • политика тормозит развитие экономики, тогда будет недовольство среди населения в связи с упадком уровня жизни;
  • политика может служить катализатором для отдельных экономических процессов, что может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям;
  • политическая властная «верхушка» имеет возможность влиять (приостанавливать и перенаправлять) ресурсы в соответствии со своими интересами в той или иной сегмент экономики.
Инструментами экономической политики являются: государственный бюджет (бюджетно-финансовая политика) и Центробанк (кредитно-денежная политика).

Каким образом экономика влияет на политику

Влияние экономики на политическую систему очевидно, ведь она является ее материальной составляющей. Любая политическая идеология не может существовать отдельно без какой-либо финансовой основы, ей необходим надежный производственный базис.

Экономика любой страны и в любом отраслевом сегменте всегда максимально старается подстроиться, учесть и удовлетворить экономические потребности граждан. Политической же системе приходится учитывать данные тенденции и подкреплять их на законодательном и правотворческом уровне:

  • если для стабильной экономической ситуации в стране необходимо поддержать и помочь развиться малому и среднему бизнесу, то политика государства должна прямо этому способствовать. К примеру, снижать ставки по кредитам для ИП;
  • когда в стране наступает кризис ввиду упадка производства и нехватки финансовых ресурсов, то власть должна вести активную политику, направленную на привлечение иностранных инвесторов.
Современная экономическая система, благодаря процессу глобализации, приобретает все больше самостоятельности. Теперь государство не может категорично диктовать населению, что и в каких объемах производить. Но за политической системой остается важная функция регулирования некоторых экономических процессов (например, антимонопольная служба следит за уровнем цен).

Слайд 1

Экономика и общественная среда: взаимосвязь и взаимовлияние

Слайд 2

Архитекторы российских реформ недооценили тот факт, что общество – единый организм, в котором все системы и части тесно взаимосвязаны и взаимодействуют

Слайд 3

Положение дел в экономике не может не зависеть от состояния и развития других сфер общественной жизни: идеологии, политики, административного управления, культуры, науки, системы образования, состояния нравственности и поведения людей.

Слайд 4

Имеет ли политика приоритет над экономикой?

Экономика всегда рассматривалась как базис, на котором покоится идеологическая, политическая, культурная надстройка. Считалось, что материальное бытие определяет сознание людей и роль надстройки. В ходе рыночных реформ у нас и в других странах проявляется обратная зависимость: несомненное первенство идеологии и политики над экономикой.

Слайд 5

Политический выбор и воля правящей власти определяют общую направленность и этапы изменений в экономике. Успех обеспечивают верные политические решения, эффективность и компетентность государственного управления.

Слайд 6

Сила идей

Всякая политика опирается на определенные идеологические установки, а идеология формируется на основе тех или иных теоретических концепций, воспринимаемых правящим классом и пропагандируемых им через СМИ. Господствующие в обществе идеи, даже будучи ошибочными, могут долгое время владеть умами, направлять политику, формировать экономику, определять общественное устройство.

Слайд 7

Различие знаний об обществе и природе

Познание законов природы помогает человеку воздействовать на неё, но не может отменить эти законы. Объект исследования существует независимо от состояния науки. В обществе дело обстоит иначе. Формулируемые учёными законы, даже тогда, когда их знание ложно, могут быть взяты на вооружение государственной политикой и подчинить себе поведение миллионов людей пока ошибочность политики не обнаружит себя.

Слайд 8

Идеи правят миром

Джон Майнард Кейнс писал, что идеи экономистов и политологов, независимо от того истинны они или ошибочны, более влиятельны, чем обычно думают. Едва ли, отмечал он, миром правит что-то другое

Слайд 9

Овладевшие массами идеи способны изменить саму природу общества. История знает общественные деформации, вызванные несостоятельными идеями. Истина, остававшаяся непризнанной или непознанной, берет, в конечном счёте, верх, но нередко ценой разрушительных потрясений.

Слайд 10

Российский либеральный фундаментализм, лежащий в основе наших реформ, всё очевиднее обнаруживает несостоятельность. В массовом сознании зреет понимание того, что так долго не может продолжаться. Как идеология, так и политика нуждаются в пересмотре. Cоциальная ориентация развития cтала императивом.

Слайд 11

Современный капитализм вынужден во имя социального мира и консолидации общества придавать экономическому развитию все большую социальную ориентацию. Не случайно в Европе возникла социальная модель капитализма, которая сильно отличается от неолиберальной.

Слайд 12

Государственные расходы в %% к ВВП 1913-1998

Слайд 13

Такой ориентации требовало накопление человеческого капитала, определяемого образованием, квалификацией, здоровьем людей труда. Он стал залогом конкурентоспособности. Без этого нельзя прирастить социальный потенциал нации, который характеризуется степенью доверия людей к социально-экономическому строю, к власти, духовным и моральным состоянием общества.

Слайд 14

В конституции Р Ф, наше государство определено как социальное. Можно лишь догадываться о том, что имели в виду составители конституции. Присутствовало ли у них желание сохранить преемственность с социалистическим прошлым, или намерение подсластить предстоящую реставрацию капитализма?

Слайд 15

15 лет наших реформ не свидетельствуют о социальной ориентации экономики. Между тем, построение в России социального государства в гораздо большей степени, чем реставрация капитализма, отвечает психологии людей и историческому опыту предшествующей эпохи.

Слайд 16

Выбор модели социального государства означает: *Сохранение социальных завоеваний пошлого и важной регулирующей роли государства; * Недопущение пропасти между бедными и богатыми, отсутствие нищеты, большой безработицы; *Равные возможности реализации своих способностей, получения образования и обеспечения своим трудом достойного уровня жизни.

Слайд 17

*Обеспечение демократических процедур принятия важнейших государственных решений, честного информирования общества о положения дел в стране, поддержка институтов гражданского общества, расширение свободы СМИ и критики негативных явлений в жизни общества.

Слайд 18

Cоциальная ориентация развития, возрастающая роль государства в перераспределении ВВП, предоставлении населению социальных гарантий – веление времени, необходимая предпосылка успешного подъема экономики и ее конкурентоспособности.

Слайд 19

Некритичное заимствование западных моделей политического и экономического устройства, игнорирование собственного опыта привело к серьезным осложнениям в постсоциалистической трансформации.

Слайд 20

Политическое устройство. Поскольку от плохой политики страдает экономика, ключевое значение приобретает эффективность политической системы. Как её построить, чтобы она наилучшим образом способствовала общественной стабильности, верховенству закона, отбору достойных лидеров, экономическому, духовному и нравственному прогрессу?

Слайд 21

Казалось бы, авторитаризм осуждён историей и демократизация стала велением времени. Тем не менее существуют декоративные, управляемые демократии, игнорирующие волю народа. Незрелым обществом можно манипулировать с помощью современных выборных технологий и СМИ. Имитация демократического устройства лишает политическую систему эффективности и общественного доверия.

Слайд 22

Только демократические механизмы сдержек и противовесов, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, развитие гражданского общества гарантируют от произвола и ошибок в государственном управлении.

Слайд 23

Недооцененная роль административных отношений

В силу усложняющейся и возрастающей роли государства в обществе приобретает особое значение совершенствование административных отношений, которые складываются по своим, нерыночным законам. Бюрократия и в условиях рынка остаётся влиятельной силой, от которой многое зависит.

Слайд 24

Характер административных отношений определяют не только ведомственные инструкции, но и личные связи чиновников, их компетенция, добросовестность, честность, симпатии и антипатии. Плохо, когда сугубо личностные качества, карьеризм начинают превалировать над деловыми. Фаворитизм, корпоративность, непотизм поведение продиктованное преданностью к начальству контрпродуктивны для экономики.

Слайд 25

Аппаратные перестановки

Новые административные отношения отлаживаются годами, и главное условие успеха – подбор и выращивание компетентных и неподкупных управленцев. Российский реформаторский зуд, частое перетряхивание правительств и управленческих структур оборачивается большими и ненужными потерями.

Слайд 26

Характерно, что новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике относят к главным её показателям качество государственного управления, компетенцию и честность лиц, стоящих у власти.

Слайд 27

«Основой японского чуда 50-60-х годов стало наличие чрезвычайно эффективной и беспристрастной системы государственной службы, которая разрабатывала экономическую и торговую политику». Ист.«Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: Институт Всемирного банка. Изд «Весь мир». М.,2006, стр.79.

Слайд 28

Культура движет экономику?

Культура – это накопленное человечеством духовное и вещественное богатство, служащее дальнейшему развитию каждой личности и прогрессу общества. Обыденное представление о духовной культуре связано с литературой, искусством, просвещением, наукой, религией, нравственностью. Сегодняшняя экономика, движимая знаниями – продукт высокого уровня общей культуры.

Слайд 29

Но в понятие культуры входит бытовая и поведенческая культура людей. Её влияние на экономику очень велико, хотя обычно не принимается в расчёт. Отсутствие элементарного чувства солидарности и взаимовыручки, неуважение к законам, неприкрытый эгоизм, стремление к выгоде в ущерб окружающим и даже всему обществу – типичная картина нашей жизни.

Слайд 30

Зеркалом поведенческой культуры россиян служат автомобильные дороги. Уважительного отношения водителей друг к другу и пешеходам, равенства участников движения перед общими правилами нет и в помине. Не случайно Россия лидирует, по сравнению со странами Запада, по авариям и несчастным случаям на дорогах. Экономика несёт от этого огромные потери.

Слайд 31

Хамство, грубость, озлобленность, недоброжелательность, с которыми люди сталкиваются дома и вне дома, способны надолго испортить настроение. Они отравляют социальный климат, отражаются на качестве и производительности труда. Пока подобная поведенческая «культура» преобладает надо принуждать к соблюдению правил общежития и законопослушанию, используя авторитет власти.

Слайд 32

Нужна ли рынку мораль?

Порождаемая рынком жажда наживы, жестокая конкурентная борьба способны привести к дикости, бесчеловечности, если не ввести рыночные отношения в строгие рамки права и моралных требований. «Некоторые высшие менеджеры, - писал бывший канцлер ФРГ Г.Шмидт,- забыли все приличия. Звериный грабительский капитализм угрожает… обществу».

Презентация на тему "Экономика и общественная среда: взаимосвязь и взаимовлияние" по экономике в формате powerpoint. Объемная презентация для учащихся подробно раскрывает взаимосвязь и взаимовлияние экономики и общественной среды.

Фрагменты из презентации

Архитекторы российских реформ недооценили тот факт, что общество – единый организм, в котором все системы и части тесно взаимосвязаны и взаимодействуют

Положение дел в экономике не может не зависеть от состояния и развития других сфер общественной жизни: идеологии, политики, административного управления, культуры, науки, системы образования, состояния нравственности и поведения людей.

Имеет ли политика приоритет над экономикой?

  • Экономика всегда рассматривалась как базис, на котором покоится идеологическая, политическая, культурная надстройка. Считалось, что материальное бытие определяет сознание людей и роль надстройки. В ходе рыночных реформ у нас и в других странах проявляется обратная зависимость: несомненное первенство идеологии и политики над экономикой.
  • Политический выбор и воля правящей власти определяют общую направленность и этапы изменений в экономике. Успех обеспечивают верные политические решения, эффективность и компетентность государственного управления.

Сила идей

Всякая политика опирается на определенные идеологические установки, а идеология формируется на основе тех или иных теоретических концепций, воспринимаемых правящим классом и пропагандируемых им через СМИ. Господствующие в обществе идеи, даже будучи ошибочными, могут долгое время владеть умами, направлять политику, формировать экономику, определять общественное устройство.

Различие знаний об обществе и природе

Познание законов природы помогает человеку воздействовать на неё, но не может отменить эти законы. Объект исследования существует независимо от состояния науки. В обществе дело обстоит иначе. Формулируемые учёными законы, даже тогда, когда их знание ложно, могут быть взяты на вооружение государственной политикой и подчинить себе поведение миллионов людей пока ошибочность политики не обнаружит себя.

Идеи правят миром

  • Джон Майнард Кейнс писал, что идеи экономистов и политологов, независимо от того истинны они или ошибочны, более влиятельны, чем обычно думают. Едва ли, отмечал он, миром правит что-то другое
  • Овладевшие массами идеи способны изменить саму природу общества. История знает общественные деформации, вызванные несостоятельными идеями. Истина, остававшаяся непризнанной или непознанной, берет, в конечном счёте, верх, но нередко ценой разрушительных потрясений.
  • Российский либеральный фундаментализм, лежащий в основе наших реформ, всё очевиднее обнаруживает несостоятельность. В массовом сознании зреет понимание того, что так долго не может продолжаться. Как идеология, так и политика нуждаются в пересмотре. Cоциальная ориентация развития cтала императивом.
  • Современный капитализм вынужден во имя социального мира и консолидации общества придавать экономическому развитию все большую социальную ориентацию. Не случайно в Европе возникла социальная модель капитализма, которая сильно отличается от неолиберальной.

Политическое устройство.

Поскольку от плохой политики страдает экономика, ключевое значение приобретает эффективность политической системы. Как её построить, чтобы она наилучшим образом способствовала общественной стабильности, верховенству закона, отбору достойных лидеров, экономическому, духовному и нравственному прогрессу?

Демократия или авторитаризм?

  • Казалось бы, авторитаризм осуждён историей и демократизация стала велением времени. Тем не менее существуют декоративные, управляемые демократии, игнорирующие волю народа. Незрелым обществом можно манипулировать с помощью современных выборных технологий и СМИ. Имитация демократического устройства лишает политическую систему эффективности и общественного доверия.
  • Только демократические механизмы сдержек и противовесов, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, развитие гражданского общества гарантируют от произвола и ошибок в государственном управлении.

Недооцененная роль административных отношений

  • В силу усложняющейся и возрастающей роли государства в обществе приобретает особое значение совершенствование административных отношений, которые складываются по своим, нерыночным законам. Бюрократия и в условиях рынка остаётся влиятельной силой, от которой многое зависит.
  • Характер административных отношений определяют не только ведомственные инструкции, но и личные связи чиновников, их компетенция, добросовестность, честность, симпатии и антипатии. Плохо, когда сугубо личностные качества, карьеризм начинают превалировать над деловыми. Фаворитизм, корпоративность, непотизм поведение продиктованное преданностью к начальству контрпродуктивны для экономики.