Мы рассматриваем многообразие стран современного мира примеры. Многообразие стран мира. Основные типы стран. Наименее развитые страны

Главным объектом политической карты мира является государство.

В мире множество государств, в том числе малоизвестных. В течении XX века количество стран значительно увеличилось. В настоящее время насчитывается более 230 территорий, из них более 200 – суверенные государства.

Одним из наиболее распространенных примеров группировки стран является деление их по величине их территории:

  1. Страны-гиганты (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия)
  2. Средние страны (Белоруссия, Республика Корея)
  3. Страны-карлики (Ватикан, Маврикий, Барбадос)

Группировка стран по численности населения:

  1. Страны – гиганты (численность населения более 100 млн.чел.). К таким странам относятся: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины.
  2. Средние страны. Например, Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия.
  3. Небольшие страны и микрогосударства. Например, Ватикан.

Группировка стран по географическому положению:

  1. Приморские страны
  2. Полуостровные
  3. Островные
  4. Архипелаги
  5. Внутриконтинентальные

В мире более чем у 40 стран нет выхода к морю, это затрудняет их экономические отношения с другими территориями и их экономическое развитие.

Для более подробного изучения стран мира лучше брать определенную типологию, в основе которой лежат качественные признаки, которые позволяют более полно определить роль и место конкретного государства в экономической и политической жизни.

Наиболее распространена двучленная типология деления стран на две группы:

  1. Развитые
  2. Развивающиеся

Главным критерием в этом делении служит показатель ВВП (измеряется в долларах США).

ВВП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства.

Экономически развитые страны (к их числу ООН относит примерно 40 стран) делятся на 4 подгруппы:

  1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия). На долю этих стран приходится примерно 50% мирового ВВП. ВВП США, к примеру, превышает 15 трлн.долларов.
  2. Менее крупные страны Зарубежной Европы (Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Швеция). Политическая и экономическая роль стран, входящих в данную группу, меньше чем у стран «Большой семерки», но они все равно играют существенную роль в мировой экономике.
  3. Внеевропейские страны (ЮАР, Израиль, Австралия, Новая Зеландия). Это страны переселенческого капитализма и их экономика сформировалась еще когда они были колониями Великобритании.
  4. Четвертая группа продолжает формироваться (Республика Корея, Сингапур, Гонконг (Сянган), Тайвань, Кипр).

Развивающиеся страны (к их числу относится более 160 стран) делятся на 6 подгрупп:

  1. Ключевые страны (Индия, Китай, Мексика, Бразилия). Данные страны обладают огромным разносторонним потенциалом и играют все большую роль в мировой экономике.
  2. Страны Латинской Америки, Северной Африки, Азии с душевым показателем ВВП на человека более 10-15 тысяч долларов (Венесуэла, Алжир, Уругвай, Чили, Аргентина).
  3. Новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Таиланд). Данные страны в 1970-1980 – е годы совершили существенный экономический прорыв. Второе название этой группы стран «Азиатские тигры».
  4. Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Ливия, Бруней). Данные страны имеют высокий душевой показатель ВВП за счет добычи и продажи нефти.
  5. Типичные развивающиеся страны (отстающие в своем развитии). Душевой ВВП в этих странах зачастую не превышает 5 тысяч долларов.
  6. Наименее развитые страны или страны четвертого мира (Мали, Гаити, Чад, Гондурас, Гватемала). Для данных стран характерно отсутствие обрабатывающей промышленности, бедность и безграмотность населения. Душевой показатель ВВП обычно не превышает 1500 долларов в год.

Также выделяют страны с переходной экономикой : страны бывшего СССР, Монголия, а также страны Восточной Европы. В этих странах происходил или происходит переход к рыночной экономике.

Несмотря на то, что многие страны ушли от социализма, на политической карте мира по-прежнему остаются четыре социалистических государства: Китай, КНДР, Куба, Вьетнам.

В целом развивающихся стран гораздо больше по количеству, чем развитых, на них приходится большая часть населения и территории мира.

Положенный в основу классификации стран принцип доходов (ВВП) не является совершенным. Важно еще учитывать доходы из расчета на душу населения и многие другие показатели.

Для более полной оценки стран мира и населения ООН в последнее время применяет Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП учитывает ВВП на душу населения, продолжительность жизни населения и уровень грамотности.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни , грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

По данному показателю уже несколько лет подряд первое место принадлежит Норвегии, второе – Австралии.

Деление стран по их специализации:

  1. Морские извозчики (Греция, Норвегия, Панама)
  2. Страны-экспортеры минерального сырья (Замбия, Науру, Ямайка)
  3. Страны зависимого плантационного хозяйства или «банановые республики» (Сальвадор, Коста-Рика)
  4. Страны-отели (Либерия, Мальта)

Все вышеприведенные примеры дают представление о существенном разнообразии стран современного мира.

  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).

    1. Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран.

    2. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.

    3. Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира.

    1. Географическая среда и ее роль в жизни человечества.

    2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху НТР.

    3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

    2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

    3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).

    Билет № 6

    1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

    3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).

    Билет № 7

    1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.

    2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

    3. Характеристика по картам ЭГП страны (по выбору учителя).

    Билет № 8

    1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.

    3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).

    Билет № 9

    1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).

    3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).

    Билет № 10

    1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.

    2. Общая экономико-географическая характеристика США.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.

    Билет № 11

    1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.

    3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.

    Билет № 12

    1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.

    2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.

    3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).

    Билет № 13

    1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.

    2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.

    3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.

    Билет № 14

    1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.

    2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

    3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).

    Билет № 15

    1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.

    3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.

    Билет № 16

    1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    Билет № 17

    1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.

    2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.

    Билет № 18

    1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    2. Общая экономико-географическая характеристика КНР.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    Билет № 19

    1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.

    2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.

    Билет № 20

    1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).

    3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.

    Билет № 21

    1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.

    Билет № 22

    1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.

    2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.

    Билет № 23

    1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).

    3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).

    Билет № 24

    1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.

    Билет № 25

    1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).

    3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).

    Билет № 1

    1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).

    1.Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

    Политическая карта мира - географическая карта, на которой показаны государственные границы стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 стран и территорий, из которых более 180-ти - суверенные государства.

    К сведению: суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах (название произошло от французского слова souverain - высший, верховный).

    Указать точнее количество стран сложно, т.к. политическая карта постоянно изменяется.

    С начала 90-х годов такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их состав, приобрели статус независимых государств; две страны - ГДР и ФРГ объединились в одно государство; Чехословакия распалась на два государства - Чехия и Словакия и т.д.

    Есть страны, провозгласившие себя независимыми, но не признанные таковыми мировым сообществом (Турецкая Республика Северного Кипра)

    Есть страны, которые оккупированы другими государствами: Палестина - Израилем, Восточный Тимор - Индонезией, Западная Сахара - Марокко.

    Но в последнее время существует ещё несколько официально признанных колоний: под управлением США - Восточная Самоа, Гуам и др.; под управлением Великобритании - Гибралтар, остров Святой Елены и т.д.

    В официальный перечень стран по деколонизации не включены многие территории, т.к. по утверждению управляющих ими государств, они являются их «заморскими» департаментами.

    Страны мира разнообразны по своим характеристикам, поэтому возникает необходимость в их группировке:

    1) по величине территории:

    Выделяют 7 самых больших стран: Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина - каждая из них площадью свыше 3 млн. квадратных километров, эти страны в совокупности занимают половину всей суши;

    И совсем крошечные государства - Андорра, Лихтенштейн, Сингапур и т.д.

    2) по численности населения:

    Самые многочисленные: Китай, Индия, США, Россия, Индонезия, Бразилия, Пакистан - с числом жителей более 100 млн. каждая;

    И небольшие по численности - Ватикан и многие другие.

    3) по особенностям географического положения:

    А) приморские: Великобритания, Австралия, Норвегия и т.д.

    Б) полуостровные: Индия, Греция, Италия.

    В) островные: Шри-Ланка, Исландия.

    Г) страны-архипелаги: Филиппины, Япония.

    Д) лишённые выхода к морю: Монголия, Чад.

    4) по национальному составу населения:

    Одно-национальные: Япония, Швеция;

    Многонациональные: Россия, Индия и т.д.

    5) по государственному строю:

    Конституционные монархии (Великобритания, Япония);

    Абсолютные монархии (Бруней, ОАЭ);

    Республики (США, ФРГ).

    6) по государственному устройству:

    Унитарные (Франция, Венгрия);

    Федеративные (Индия, Россия).

    7) на основе социально-экономических признаков:

    До последнего времени выделялись страны: социалистические (СССР, Китай и др.); капиталистические (США, ФРГ и т.д.);

    Развивающиеся (Индия, Аргентина и др.). Сейчас эта типология считается устаревшей.

    8) по уровню социально-экономического развития:

    а) развитые (учитывается высокий уровень экономического развития, экономический потенциал, доля страны в мировом хозяйстве, структура экономики и т.д.):

    Страны «большой семёрки» (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада);

    Менее крупные страны (Швеция, Испания и т.д.);

    Страны «переселенческого капитализма» (Канада, Австралия);

    СНГ (Россия, Украина и др.);

    Новые индустриальные страны (Корея, Сингапур и др.).

    б) развивающиеся (государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии изменения):

    Страны среднеразвитого капитализма (Бразилия, Мексика и т.д.);

    Нефтеэкспортирующие страны (ОАЭ, Кувейт);

    Страны, отстающие в своём развитии и наименее развитые (Афганистан, Кения).

    Место любой страны в типологии непостоянно и может изменяться во времени, что обычно связано с внутренними и внешними экономическими отношениями государств.

    2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

    Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течении которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества.

    Характерные черты НТР:

    1) универсальность, всеохватность (преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей);

    2) чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований (резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство, более быстрое обновление продукции);

    3) повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов (увеличение доли умственного труда, общая интеллектуализация);

    4) ориентация на использование научно-технических достижений в военных целях (зарождение как военно-технической революции).

    Характерные черты НТР проявляются во всех её составных частях:

    1) в науке: рост расходов на НИОКР (-научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), качественное улучшение системы образования, возрастание связей между наукой и производством, рост его наукоёмкости;

    2) в технике и технологии:

    Внедрение новых, преимущественно физико-химических технологических процессов;

    Внедрение ЭВМ (США - 1-ое место по производству), роботов (Япония - 1-ое место по производству), ГПС (- гибкие производственные системы): соединение ЭВМ, системы роботов, современных станков, транспорто-загрузочных устройств - так называемых «безлюдных» заводов;

    Развитие квантовой техники (лазеров, мазеров);

    Производство новых средств связи (спутников и др.);

    Интенсификация старых методов технологии.

    3) в производстве:

    Резкое усложнение структуры экономики (появление новых, высокотехнологических отраслей - аэрокосмическая и т.д.);

    Рост наукоёмких производств (электротехника, приборостроение и т.д.);

    Производство новых материалов (полупроводниковых, керамических; оптического волокна; применение металлов ХХ века - бериллия, лития, титана);

    Развитие ядерной энергетики;

    Интенсификация сельского хозяйства и транспорта (увеличение урожайности, скорости транспорта и т.д.).

    4) в управлении:

    Появление кибернетики (- наука об управлении и информации);

    - «информационный взрыв»;

    Создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров;

    Подготовка менеджеров (руководителей современных производств).

    3. Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя)

    В этой практической работе требуется определить по картам атласа центры размещения отраслей хозяйства и объяснить их, используя знания о факторах размещения производства.

    Ответ даётся на примере размещения хозяйства Швеции (по такому принципу можно охарактеризовать любую страну мира). Для работы нужны карты: «Экономическая карта Европы», выборочно карты природных ресурсов (водных, лесных, агроклиматических и т.д.).

    Характеристика хозяйства Швеции:

    1) горнодобывающая промышленность; центры добычи:

    Железной руды: Кирунавар, Елирвар;

    Полиметаллической руды: Булиден, Лайсвалль;

    Медной руды: Аитикаббо.

    Факторы размещения этой отрасли: природно-ресурсный и потребительский (чёрная металлургия);

    2) электроэнергетика:

    ГЭС (север и центр страны - на реке Умеэльвен и др.), природно-ресурсный фактор (обилие рек);

    АЭС (юг страны - Рингхальс и др.), влияет потребительский фактор (густонаселённые южные районы);

    3) чёрная металлургия: города Лулео и Стокгольм; на размещение влияют факторы: природно-ресурсный (своё сырьё), экологический, энергетический (много ГЭС и АЭС);

    4) машиностроение и металлообработка, электротехническая промышленность: города Стокгольм и Гётеборг; влияют факторы: потребительский, квалификации трудовых ресурсов;

    5) судостроение: основной центр - город Гётеборг, влияющие факторы: географическое положение (приморское местоположение) и потребительский;

    6) лесная, целлюлозно-бумажная: город Евле (зона тайги), влияет природно-ресурсный фактор (хвойные породы деревьев);

    7) растениеводство: в центре и на юге страны (овёс, рожь, пшеница); влияет природно-ресурсный фактор (невысокие температуры, обилие осадков);

    8) животноводство: молочно-мясное и свиноводство - на юге и в центре страны, на севере - разведение оленей, влияет природно-ресурсный фактор (естественные пастбища, низкие температуры в зоне тундр).

    Билет № 2

    Современная представлена почти 230 странами и территориями, а суверенными из них являются около 190. Есть среди них есть огромные по площади, такие как Россия, США, а есть маленькие - Ватикан, Лихтенштейн. Одни страны богаты национальностями и народами, другие - природными ресурсами. Для выделения проводится огромная статистическая работа.

    Сложно представить, каким был бы наш мир, если бы он был одной большой страной. Обладал бы он той уникальностью, которую несут все страны мира, их обычаи, традиции, культура. Ведь уникальность истории, формирования экономики, политики и социальной жизни граждан представляют огромный интерес для всех. Развитие капитализма также во многом сыграло свою роль. Некоторые страны пытались пропускать некоторые эволюционно сложившиеся ступени, и поэтому оказались сейчас именно там, где они находятся. Страны бывают самыми разными и могут делиться по разным типологическим признакам. Многообразие стран современного мира показывает исторический путь развития человечества, благодаря чему у нас есть возможность отследить основные стадии развития общества и всех его элементов. Опыт, получаемый во время таких исследований, является чрезвычайно важным для построения успешной мировой экономики и обеспечения достаточного дохода для всех людей.

    Экономическая классификация

    Многие люди помнят: школа, тема "Многообразие стран современного мира", география, 10 класс. И учительница, которая рассказывает о том, что страны бывают развитые, с переходной экономикой и развивающиеся. А в основе этой классификации лежит развитость рыночной экономики. Именно она является одним из ключевых факторов успешного функционирования страны.

    Для определения того, к какой категории принадлежит та или иная страна, исследователи принимают во внимание такие показатели, как уровень жизни населения, внутренний валовой продукт, структура экономики в разрезе отраслей, степень развитости информационных технологий.

    Экономически развитые страны

    Вернемся же в школу. Все тот же урок географии "Многообразие стран современного мира". Учительница спрашивает Иванова, а что же такое экономически развитые страны? А он и ответить-то ничего не может, кроме того, что "развитые значит развитые". Действительно, необходимо понимать, кто кроется за понятием "развитость страны".

    Страны Большой семерки: США, Великобритания, Канада, Франция, Япония, Германия, Италия - типичные примеры развитых стран. Проанализировав их положение, можно сказать, что признаками развитости страны являются:

    • хороший уровень жизни людей;
    • обрабатывающая промышленность и сфера услуг преобладают во внутреннем валовом продукте;
    • общество высоко информатизировано и вообще информационные технологии находятся на высокой ступени своего развития.

    В силу разной скорости экономического развития и особенностей стран существуют подтипы экономически развитых стран:

    • главные;
    • экономически развитые страны Европы;
    • страны "переселенческого капитализма".

    Главные страны

    Как уже было отмечено выше, к главным странам относятся страны Большой семерки. В мировом производстве они занимают львиную долю: более 50% промышленности и 25% всей сферы услуг. Учитывая тот факт, что число главных стран в разы меньше числа оставшихся, то масштабы их деятельности можно считать огромными, а экономику мощной. Они вносят свою долю в многообразие мира. 10 класс, уже упомянутый, задал интересный вопрос: а куда же относится Россия? Исследователи пока не могут дать точный ответ и ведут споры, в какую группу она входит. Но большинство мнений на данный момент - Россия относится к экономически развитым странам.

    Экономически развитые страны Европы

    Многообразие стран современного мира в этой категории представлено Швейцарией, Бельгией, Нидерландами, Австрией, Скандинавскими странами и др. Когда мы произносим эти названия, в голову сразу приходит образ: политическая стабильность, население живет хорошо, высокий внутренний валовой продукт, импорт и экспорт находятся почти в идеальном соотношении.

    Чем же они отличаются от главных стран? Здесь имеет значение международное разделение труда. Экономически развитые страны Европы более узко специализированы, поэтому они больше зависят от доходов, которые им дает банковское дело, туризм, торговля в виде посредничества и др.

    Страны "переселенческого капитализма"

    К данной категории относятся бывшие колонии Великобритании, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика. Эти страны характеризуются сохранением своей международной специализации - они экспортируют сырье и сельскохозяйственную продукцию. Отличает их от развивающихся стран тот факт, что специализация на аграрной и сырьевой отраслях строится на высокой производительности труда, также этому способствует развитая внутренняя экономика.

    Страны с переходной экономикой

    Пришла очередь на вопросы учительницы отвечать Соловьеву. Но ему ничего не страшно, потому что география - это его любимый урок. Многообразие стран современного мира его тоже не пугает. Соловьев четко отвечает (и правильно), что страны с переходной экономикой характеризуются тем, что в них на данный момент происходят различные процессы по преобразованию экономической деятельности в сторону внедрения рыночных механизмов.

    К таким странам относятся страны Восточной и (бывшие социалистические), Прибалтика, а также СНГ. В этих мировых субъектах происходит укрепление в экономике института частной собственности, централизованная экономика сменяется "невидимой рукой рынка", потребительский рынок насыщается разнообразными товарами. Некоторые страны смогли сделать этот переход мягким с помощью "бархатных" революций, то есть проводили постепенные реформы без сильных потрясений общества. Сложившиеся за десятилетия хозяйственно-экономические связи были "разрушены" цивилизованно.

    Развивающиеся страны

    Продолжается урок "Многообразие стран современного мира". 10 класс затрудняется дать ответ на вопрос, какие страны являются развивающимися. И чем они отличаются от стран с переходной экономикой. Развивающиеся страны - это подавляющее количество стран всего мира, их около 132. Азия, Африка и Латинская Америка - это места их концентрации. Среди них можно увидеть много бывших зависимых и колониальных стран. Здесь проживает 80% всего населения.

    Развивающиеся страны характеризуются тем, что они уже осуществили переход к рыночной экономике, но они сильно зависят от экспорта, в особенности экспорта топлива и сырья. Экономические процессы в таких странах строятся на взаимосвязи с экономикой развитых стран. Для развивающихся стран характерен низкий и средний уровень доходов.

    Физико-географические страны

    Мы рассматриваем многообразие стран современного мира и переходим к другому критерию их типологии. Страны также делятся по физико-географическому признаку.

    Этому критерию в школе не уделяется много внимания, так как экономическая классификация считается самой важной с учетом происходящих в обществе процессов глобализации и интеграции. Но для того чтобы увидеть полнейшую картину нашего мира, учителям стоит включать эту типологию в урок. Многообразие стран современного мира в этом случае выглядит так: единство геоструктуры и движения земной коры и однородность рельефа определяют такие страны-зоны, как Арктика, Северная, Восточная и Средняя Европа, Средиземноморье, Центральная, Восточная, Северная, Юго-Восточная Азия и др.

    Историко-культурная классификация

    История и культура также вносят свой вклад в многообразие стран современного мира. Их основные типы по этим критериям - это, например, западно- и центральноевропейские, восточноевропейские, кавказские, среднеазиатско-казахстанские, сибирские, среднеафриканские и др. Историко-культурная классификация очень обширная и как никакая другая отражает настоящее многообразие стран современного мира.

    В этой типологии страны выделяются по общности исторической судьбы, развитию социальной и экономической сферы, развитию культурных традиций, обычаев и укладу быта. Материальная и духовная культура (фольклор, традиционные искусства, национальные обряды) - главное проявление историко-культурных стран. Историко-культурная классификация является опорой и базой для исследовательской работы в этнографии - науки об особенностях какого-либо народа.

    Многообразие стран современного мира огромно. Каждая страна является уникальной - свои исторически сложившиеся традиции и менталитет, экономика и политика, социальная сфера и культура. Типология стран помогает видеть исследователям мировые тенденции и закономерности развития нашего общества. А знание определенных законов может помочь в предотвращении мировых кризисов и разрешении общечеловеческих глобальных проблем. Ведь международная интеграция, как любое явление в нашей жизни, имеет две стороны - плюсы и минусы. И в силах людей остается не допустить большого влияния минусов на мировое благополучие, спокойную обстановку и достойный уровень жизни каждого человека.

    На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.

    Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).

    Таблица 4

    Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения в 2007 году

    По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира называют Ватикан, зани­мающий один квартал Рима.

    Крупнейшими по численности населения являются Китай, Ин­дия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Ни­герия и Япония.

    По особенностям географического положения различают страны:

    1) приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия? Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;

    2) внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Бот­свана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;

    3) островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Вели­кобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фид­жи и др.;

    4) страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Остро­ва, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;

    5) полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Тур­ция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Ко­рея, Сомали и др.

    По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: экономически развитые страны, страны с переход­ным типом экономики и развивающиеся страны.

    К экономически развитым странам относят около 30 государств мира, в том числе США, Канаду, все страны Западной Европы, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию.

    К группе стран с переходным типом экономики относят все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Ев­ропы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.

    Самую большую группу (около 150 государств) составляют раз­вивающиеся страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия,

    Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Цен­тральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

    По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.

    Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др.

    Большинство независимых государств мира являются республи­ками. Республика - форма правления, при которой власть избира­ется на определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мекси­ка, Бразилия и др.

    2. Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они ещё в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?

    Главными причинами слабого использования гигантского при­родно-ресурсногопотенциала Восточной Сибири и Дальнего Вос­тока являются:

    1) экстремальные климатические условия на большей части тер­ритории этих двух регионов;

    2) удалённость Восточной Сибири и Дальнего Востока от глав­ных экономически развитых регионов страны, большие транспорт­ные издержки на ввоз и вывоз товаров;

    3) слабо развитая транспортная сеть, тяжёлые условия для строительства новых дорог;

    4) слабая освоенность территории и малая плотность населения (на большей части территории она составляет менее 1 человека на 1 км2);

    5) резкая нехватка трудовых ресурсов, усугубляющаяся отрица­тельным естественным приростом и миграционным оттоком насе­ления из этих регионов;

    6) нехватка финансовых инвестиционных средств для развития экономики этих регионов;

    7) большая зависимость Восточной Сибири и Дальнего Востока от ввоза многих видов топлива, машин, оборудования, товаров на­родного потребления и продовольствия.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Билет № 1

    Билет методы географических исследований и основные источники географической.. билет общая.. определите по статистическим материалам сравните показатели прироста населения в различных частях страны по выбору..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия
    Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать - геоид. Земля - небольшая планета Со

    Определите по климатической карте и объясните различие климата городов Санкт-Петербурга и Якутска
    Города Санкт-Петербург и Якутск находятся примерно на одной широте (60° с. ш. и 63° с. ш. соответственно), оба в умеренном кли­матическом поясе, однако имеют разные типы климата. Санкт-Петербург на


    Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются: 1) Картографический метод. Карта, по образному вы

    БИЛЕТ № 3
    1. Россия - многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространённые в России. На территории нашей страны проживает более 160 н

    Составьте по картам характеристику географического положения одного из регионов России (по выбору учителя)
    Используя настенные карты или карты атласа, охарактеризуйте географическое положение заданного вам региона России по сле­дующему плану: 1) Положение региона на карте России. 2) Ра

    БИЛЕТ № 4
    1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры. Большую часть Южной Америки занимают равнины: Оринокская, Амазонская и Ла-Платская низмен

    Определите по топографической карте указанные направления и расстояния
    Топографическая карта сориентирована на север, поэтому в вер­ху карты будет север, внизу - юг, слева - запад, справа - восток. Для более точного определения направления используется ази­му

    БИЛЕТ № 5
    1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса. Основным фактором, формирующим климат Африки, является расположение большей части материка в жарком тепло

    Определите по карте факторы, влияющие на размещение предприятии химической промышленности (по выбору учителя)
    На размещение предприятий химической промышленности ока­зывают влияние несколько факторов. 1) Сырьевой фактор характерен для размещения предприятии горно-химической промышленности (добыча

    Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия
    Большую часть России занимают равнины. Горы расположены преимущественно на юге и востоке нашей страны, что приводит к общему уклону территории России к северу. На формирование рельефа оказ

    Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий цветной металлургии (по выбору учителя)
    На размещение предприятий цветной металлургии оказывают влияние три фактора. 1) Энергетический фактор размещения характерен для производ­ства лёгких цветных металлов (алюминий, титан, магн

    БИЛЕТ № 7
    1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Электроэнергетика - отрасль народного хозяйства, занимаю­щ

    Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения отдельных регионов России (по выбору учителя)
    Используя данные о численности населения и площади террито­рии заданных вам регионов России, рассчитайте среднюю плот­ность населения этих регионов по формуле: П = Н: Т, где П -

    БИЛЕТ № 8
    1. Географическая оболочка, её составные части, взаимосвязи между ними. Географическая оболочка - совокупность всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биос

    БИЛЕТ № 9
    1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Пищевая промышленность, являясь частью агропромышленн

    Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения (по выбору учителя)
    На размещение предприятий машиностроения оказывают влия­ние несколько факторов. 1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохоз

    БИЛЕТ № 10
    1. Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства. Отраслями промышленной специализации Европейского Севера являются добывающая промышленность, чёрна

    БИЛЕТ №11
    1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы. Крупнейшими реками Северной Америк

    Сравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами двух районов России (по выбору учителя)
    Трудовые ресурсы - это население, способное к физическому и умственному труду. Трудовые ресурсы характеризуются двумя главными показателями: количеством и качеством. Количество трудовых ре

    Австралия. Общая физико-географическая характеристика
    Австралия - самый маленький материк Земли. Её площадь со­ставляет всего 7,7 млн. км2. Главной особенностью географического положения Австралии является её удалённость от других материков н

    Определите по карте географические координаты географических объектов (по выбору учителя)
    Используя градусную сеть карты, определите географические координш,>iгеографических объектов, указанных учителем. Для этого вспомните, что географические координаты определяются географической ш

    БИЛЕТ № 13
    1. Поволжье: экономико-географическая характеристика. В состав Поволжского экономического района входят республи­ки Татария и Калмыкия, Ульяновская, Пензенская, Самарская,

    Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя)
    Дайте сравнительную характеристику хозяйства двух регионов России по следующему плану: 1) значение регионов в хозяйстве России; 2) уровень развития хозяйства каждого региона;

    Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя)
    Каждый соседний часовой пояс отличается по времени ровно на 1 час. К западу время вычитается, к востоку - прибавляется. Для решения задачи необходимо по карте часовых поясов опре­делить но

    БИЛЕТ № 15
    1. Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Значение химической промышленности постоянно возрастает. Её прод

    Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя)
    Используя приведённый план, дайте характеристику заданных вам районов добычи нефти природного газа или угля: 1) географическое положение районов; 2) величина запасов, размеры добы

    БИЛЕТ № 16
    1. Чёрная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды. Чёрная металлургия - одна из важнейших отраслей народного

    Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны
    Население по месту проживания делится на городское и сельское. Город - это населённый пункт, отличающийся большой чис­ленностью населения (как правило, более 12 тыс. человек), и где больша

    Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося)
    Высотная поясность - это изменение природных комплексов в зависимости от высоты места. При подъёме в горы на каждый ки­лометр температура воздуха опускается примерно на 6°С, возраста­ет количество

    Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности
    Используя различные карты атласа «Климатическая карта Рос­сии», «Почвы России», «Агроклиматические ресурсы России» и другие, дайте оценку агроклиматических ресурсов своей местности по следующему пл

    Комплексная географическая характеристика своей местности
    Составьте описание своей местности по плану: 1) Географическое положение. 2) Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. 3) Климатический пояс и краткая характе

    Комплексная географическая характеристика США по картам атласа
    Соединённые Штаты Америки - крупнейшая экономически развитая страна мира. По площади территории США (примерно 9,5 млн. км2) занимает 4 место в мире, уступая России, Канаде и Китаю. США - федеративн

    Определите тип климата по климатограмме
    Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур. Для экваториального климата характерны

    Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы по картам атласа (по выбору учащегося)
    Комплексная географическая характеристика Финляндии. Финляндия - экономически развитая страна, одна из крупней­ших по площади (около 340 тыс. км2) стран зарубежной Европы. Столица - Хельси

    Сравните по картам режим двух рек (по выбору учителя) и объясните причины различий
    Режим реки напрямую зависит от типа питания реки, а тот в свою очередь от климата. Реки приэкваториальных регионов (Амазонка, Конго) полновод­ны в течение всего года, так как в экваториаль

    БИЛЕТ № 23
    1. Международные экономические связи России, её место в международном географическом разделении труда. Главными видами международных экономических связей России являются м

    Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России
    Основные тенденции изменения природы под влиянием хозяйст­венной деятельности человека носят преимущественно негативный характер. Значительно усиливаются экологические проблемы, свя­занные с истоще

    Составьте характеристику климата страны (региона России) по климатической карте (по выбору учителя)
    Внимательно рассмотрите карту климатических поясов, клима­тические карты, укажите причины формирования климата на дан­ной территории и основные его характеристики: средние темпера­туры января и июл

    Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух районов (по выбору учителя)
    Используя настенные карты и карты атласа, дайте сравнитель­ную характеристику экономико-географического положения двух регионов России по следующему плану: 1) Размеры территории.