Когда возникла экономическая наука как самостоятельная дисциплина? Возникновение и развитие экономической науки Экономика как наука зародилась в античные времена

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Экономика как научная дисциплина – это экономическая теория. За время своего становления она сменила три названия: экономия, политическая экономия, экономикс. Смена названий не случайна. Это эволюция в развитии предмета исследования экономической теории.

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама наука. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления не были обобщены и синтезированы в единую научную систему.

Экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее – к экономической теории. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Наряду с различными сторонами общественной жизни античные философы рассматривали и сферу хозяйственной деятельности человека. Древнегреческий философ Ксенофонт (430-355 г. до н. э.) в своих трудах "О доходах" и "Экономикос" в хозяйственной деятельности человека выделяет отрасли: сельское хозяйство, ремесленничество, торговля; высказывает мысль о целесообразности разделения труда. Им впервые был предложен термин "экономия". Платон (427 – 347 г. до н. э.) в своих исследованиях "Государство" и "Законы" много внимания уделяет управлению городом – государством, проблемам налогообложения. Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) в своих знаменитых трактатах "Политика" и "Этика" впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления с целью обнаружения в них общих закономерностей. Он первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован либо для потребления, либо для продажи. Аристотель также связал продажу товара с появлением денежного богатства и много размышлял о противоречивых последствиях этого явления.

В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели также уделяли внимание экономическим проблемам. Они рассматривали проблемы ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Варрон (116 – 27 г. до н. э.) написал работу "О сельском хозяйстве". Марк Порций известен своим трактатом "О земледелии".

Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. до н. э.) "О сельском хозяйстве" называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в 16-17 в.в. в эпоху Великих географических открытий. В этот бурный период появилась первая экономическая школа – меркантилизм, которая выражала интересы торговцев. Предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, саио же богатство отождествлялось с деньгами, золотом, серебром.

Политическая экономия сложилась в период становления капитализма. Начало политэкономии как науки было положено перенесением анализа из сферы обращения в сферу производства, осуществленного представителями классической буржуазной политэкономии – У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, А. Тюрго, П. Буальгибером.

Широкое распространение получила в мире марксистская политэкономия. Она исследует производственные отношения в органической взаимосвязи с производительными силами и экономической политикой государства.

"Краткая экономическая энциклопедия" предлагает следующее определение: "Политэкономия (от греч. рolitike – искусство управления государством и oikonomia – управление домашним хозяйством) – наука, изучающая общественно – производственные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, экономические законы функционирования, развития и обогащения общественно – экономических формаций.

Авторы "Краткой экономической энциклопедии" указывают, что термин экономикс введен в конце 19 в. и получил широкое распространение после опубликования в 1890 г. книги А.Маршалла "Принципы экономикс". Возникновение и развитие Экономикс. связано с разработкой теорий неоклассической школы (маржинализма, теорий предельной полезности, концепции всеобщего равновесия – У. Джевонс, К. Менгер, М. Вальрас)".

Представители экономикс за основу изучения экономических процессов берут принцип "чистой" экономической науки, отвлеченной от социальных и политических проблем.

Основная экономическая проблема для экономикс заключается в том, что человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены. Эти условия приводят отдельного человека, фирму, общество, страну к необходимости делать выбор. Отсюда в центре внимания экономикс – поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Делая выбор, мы принимаем хозяйственные решения, т. е. пытаемся сэкономить, чтобы получить больше товаров или услуг.

Таким образом, предметом изучения в экономикс является поведение людей в условиях ограниченности ресурсов.

Экономика считается наукой общественной. Это значит, что, наряду с аналогичными науками, она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе.

Вместе с тем, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т. е. хозяйственные связи и отношения экономическое поведение людей.

Таким образом, экономическая теория (экономикс) – это общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения человеческих потребностей и желаний.

В последние годы все больше как западных, так российских экономистов обращаются к разработке экономических проблем с учетом социальных и политических явлений. В настоящее время изучаются и экономикс, и политическая экономия.

В экономической теории традиционно выделяют два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика – раздел экономической теории, который изучает экономические процессы в отдельных экономических единицах как: предприятия, домашние хозяйства, фирмы, рынки определенных товаров и услуг. (Л. П. Кураков)

Она знакомит нас с такими понятиями, как ограниченность, выбор и альтернативная стоимость, а также с производством и потреблением. Исследует их взаимодействие, изучает влияние цен на поведение домашних хозяйств, фирм, потребителей.

Макроэкономика - раздел экономической теории, которая изучает экономические проблемы всей экономики в целом, рассматривая вопросы экономического роста, национального дохода, валовых сбережений и инвестиций, внешней торговли и финансовой системы. (Л.П. Кураков)

Макроэкономика сосредоточилась на таких вопросах, как инфляция, безработица и экономический рост, платежный баланс, т. е. она ищет решения таких проблем, как повышение занятости, увеличение производства товаров и услуг и т. д.

Макроэкономисты пользуются единой системой “мер и весов”, называемой системой национальных счетов (СНС).

Образно говоря, если микроэкономика изучает деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес.

Глубокое усвоение экономической науки связано с познанием ее исторических источников и закономерностей развития. Ни одна отрасль науки не возникла внезапно. Каждая из них является продуктом эволюции, накопление качественных признаков, постоянного поиска Экономическая наука появилась в результате поиска ответов на такой вопрос «От чего зависит благосостояние людей?"...

Нередко утверждают, что экономическая наука относится к сравнительно молодых видов научного знания, в частности в университетах ее стали изучать лишь в период новейшей истории. На самом деле экономическая наука и достигает дохристианской эпохи, ее корни можно найти в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, Египта и Китая.

Так, в древнегреческих произведениях можно обнаружить достаточно важные экономические идеи и соображения на хозяйственные темы, отражавшие признаки натурального хозяйства, основанного на труде рабов.

Самым ярким представителем интеллектуального мира Древней Греции буй Аристотель (394-322 гг. Н.э.). Ученый энциклопедического уровня, он уделял много внимания экономическим проблемам.

Средневековье на первый взгляд кажется периодом в развитии науки.

Однако несправедливо и необъективно опустишь его из контекста эволюции экономической мысли, ход которой никогда не прекращался.

Кстати, этого требовала практика хозяйствования, все больше вынуждена считаться на деньги, цены, кредит, ростовщичество и т.п.

Формирование национального рынка и национальной экономики, развитие ремесел, торговли, углубления общественного разделения труда существенно повлияли на развитие экономических знаний.

Помощник след в экономической науке оставили концепции меркантилистов, которые зародились в эпоху позднего средневековья. Меркантилисты выясняли, что именно способствует обогащению страны: превышение экспорта над импортом, накопление золота и серебра или дешевая национальная валюта.

Экономическая наука быстро развивается конце XVIII в. благодаря трудам физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго, П. Буагильбер) и основателей классической школы (А. Смит, Д. Риккардо, Стюарт Милль, С. Сисмонди), которые основной источник богатства страны видели в разделении труда. Главное внимание экономистов было приковано к феномену рынка...

-----

Читать ещё:


  1. Итак, избежит ли Греция прогнозируемого дефолта после августа 2011 года......
    ‾‾‾

  2. Самая главная задача сегодняшней экономической политики состоит в том, чтобы проводить...
    ‾‾‾

История экономики уходит еще во времена Античности. Первыми, кто попытался систематизировать экономические знания, были Платон и Аристотель. Экономика возникла первоначально как экономия – наука о домашнем хоз-ве о домоводстве.
В 3-4 вв. до н.э. экономия возникла в рамках философской мысли как наука о справедливости общественного разделения труда. Положила начало цивилизациям.
Аристотель определил ее как науку о богатстве и открыл эквивалент товару: товар -> деньги -> товар с прибылью – хрестаматика. Ксенофонд(444-355 гг. до н.э.) дал название новой науке – «экономикас» - науке, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство.С развитием хозяйства и становлением капитализма появляется политическая экономия – наука о богатстве народа. В 1615 году Антуан Монкратьен публикует «Трактат политической экономии», в котором говорит о прибыльности торговли, о том, что это главная цель производства.Таким образом появляются различные течения(школы) в экономике:
1) Меркантилисты главной целью производства видели накопление благородных металлов, которого можно добиться с помощью торговли. В 1623 году Мисселденом был введен термин иторгового баланса, когда он пытался рассчитать торговый баланс для Англии за 1623 год. Представители меркантилистов: Томас Мэн, Жан Батист-Кольбер, Иван Посошков.
2) Физиократы считали, что только земля может принести доход, который будет больше затрат. По их мнению, все остальные виды деятельности бесплодны, т.к. не увеличивают кол-ва продуктов производства, а перерабатывают. Представители: Франсуа Кенэ, Анн Тюрго
3) Классическая полит. Экономия. Прежде всего, классики – сторонники либерализма, суть которого заключается в принципе «laissez fair» («оставьте делать») который подразумевал в себе полную экономическую свободу личности и свободную конкуренцию, нее ограниченную вмешательством государства. Они видят подъем богатства всего общества за счет приумножения богатства отдельно взятого человека – Адам Смит назвал такое явление «Невидимой рукой». Классики также разработали концепцию трудовой стоимости. Считали, что сотрудничество всех классов, участвующих в производстве, особенно эффективно, если оно осуществляется в рыночной форме. Представители: Адам Смит, Уильям Петти, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй.
4) Эксплуататорский характер рыночного хозяйства, предложенный в «Капитале» Карла Маркса, названный им «капитализмом», показывает, что богатство общества достигается неоплаченным трудом рабочих и переходом к социализму.
5) Свое новое название «экономикс» наука получила благодаря представителю неоклассического течения Альфреду Маршаллу, опубликовавшему «Принципы экономической теории». Термин «economics» значит поведение людей в процессе производства, распределения и потребления редких благ и услуг в условиях ограниченных ресурсов. В центре внимания неоклассиков – анализ экономических условий, при которых покупатель и производитель увеличивают свое благосостояние (напр.,эластичность спроса, предельный анализ и т.д).также неоклассики были сторонниками совершенной конкуренции и роли государства как «ночного сторожа». Представители: Артур Пигу, Карл Менгер, Леон Вальрас. В их трудах сформулированы принципы маржинализма или теории предельной полезности
6) Кейнсианство. Джон Мейнард Кейнс определил, чтодвигателем экономики является не предложение, а спрос. Для повышения спроса Кейнс предложил использовать налого-бюджетную и кредитно-денежную политику государства. Представители: Джон Хикс, Элвин Хансен
7) Теория экономики предложения. Принципы: уменьшение вмешательства гос-ва в экономическую деятельность и стимулирование частного предпринимательства, но в то же время снижение налогов и уменьшение гос. расходов. Представители: Артур Лаффер.
8) Институционализм – социальное направление, принципом которого является наличие различных институтов как двигателей экономики. Представители: Торстейн Веблен, Джон Коммонс,Джон Гэлбрейт
9) Неоинституционализм придает большое значение роли трансакционных издержек.Дан ответ, зачем нужна фирма при существовании рынка. Возникла теория прав собственности,теория организации и теория общественного выбора. Представители: Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, Джеймс Бьюкенен.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Когда и как возникла реальная экономика?

2.

3.

4.

5. Пути преобразования производства.

1. Когда и как возникла реальная экономик?

В отечественных и зарубежных учебниках по экономической теории ничего не говорится о том, ко­гда и почему возникла хозяйственная деятельность людей. Некото­рые студенты дают собственный ответ на этот вопрос. Они заявляют, что экономику «открыл» выдающийся ученый Древней Греции Арис­тотель. Но в таком ответе ошибочно отождествляется определение Аристотелем термина «экономика» с практическим процессом со­здания реальной (от лат.Realis - существующего в действительном положении вещей) экономики.

Вместе с тем очень важно получить правильные представления об экономике, существовавшей с самого начала и развивающейся в на­стоящее время. Иначе невозможно определить исторические сроки развития хозяйственной деятельности людей, выяснить качествен­ные изменения в различные периоды экономического развития, включая XXI столетие.

Как определила историческая наука, хозяйственная деятельность людей началась на завершающем этапе «каменного века», который был назван неолит (от греч. neos - новый, litos - камень). Предки человека примерно 2 млн лет назад еще мало отличались от остальных живых существ в поисках пищи - они занимались собирательством «даров природы» и охотой. Такой способ жизнедеятельности позволял людям питаться примерно один раз в три дня. Средняя продолжительность жизни человека составляла 40 лет. В результате усиливалась угроза гибели людей.

Вместе с тем предки современных людей отличались необычными и решающими особенностями: прямохождением на двух ногах, высокой приспособленностью рук к трудовой деятельности. К тому же благодаря наличию у людей высокой организации нервной системы они были способны к полезной интеллектуальной деятельности. Вполне заслуженно человек был отнесен к биологическому виду Homo Sapiens («человек разумный»).

Примерно 10 тыс. лет назад был найден спасительный выход. Состоялся исторически решающий переход от простого собирательства природных продуктов к производству экономических благ. Этот переход многие исследователи назвали «неолитическая революция». Такая революция была связана с изготовлением орудий труда из камня с помощью пиления, сверления и шлифования. Одновременно создавались: кремниевые ножи, наконечники стрел и копий для охоты на диких животных; изделия из кости и рога для рыболовства. Из дерева делали долбленные челны, весла, лыжи, сани. Изготавливалась глиняная посуда и др. Хозяйственная деятельность в первобытных общинах приняла два вида:

1) земледелие (с обработкой почвы с помощью мотыг) и скотоводство;

2) развитие охоты и рыболовства.

Неолитическая революция внесла большие перемены в жизнедеятельность людей: утвердился оседлый образ жизни, резко увеличилась численность населения. Если в начале каменного века плотность населения была очень низкой (менее одного человека на 3 км2), то в неолите она увеличилась примерно в 10 раз.

Для выяснения сущности и роли реальной экономики, необходимо знать ее главную цель и пути ее достижения.

2. Главная цель хозяйственной деятельности людей.

Несомненно, что целью экономики является создание таких благ, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом при­нято понимать то, что удовлетворяет потребности человека, отвеча­ет его жизненным задачам. Все разнообразие благ можно подразде­лить на два рода:

а) естественные блага - продукты природы (лес, земля, плоды

Растений и деревьев и т.д.); естественные блага делят­ся на два вида:

- готовые предметы потребления, именуемые «дары природы»;

- природные ресурсы (средства, запасы), из которых создаются средства производства.

б) экономические блага - результат созидательной деятельности

Людей; экономических благ , также подразделяются на два вида:

- средства производства - природные вещества, используемые для изготовления предметов потребления;

- предметы потребления - блага потребительского назначения.

различие между двумя видами благ мате­риального производства указывает на два основных подразделения:

а) производство средств производства;

б) производство предметов потребления.

Сейчас, имея некоторые представления о внутренней структуре и результатах хозяйственной деятельности, мы приступим к важному вопросу о значении главного звена реальной экономики - произ­водства.

3. Значение производства для развития экономики.

Важнейшим принципом (от лат. principium - основа) хозяйствен­ной деятельности является обеспечение ее непрерывности. От этого зависит постоянное поддержание человеческой жизни. В свою очередь, такая жизненная необходимость обеспечивается благодаря без­остановочному развитию производства. Производство служит начальным звеном всей цепочки хозяй­ствования. Возьмем для примера простое крестьянское хозяйство. Производитель сначала выращивает, положим, помидоры. Затем он распределяет их: часть оставляет для своей семьи, а остальное продает. На рынке излишние для семьи помидоры обмениваются на иные нужные в хозяйстве продукты (скажем, мясо, обувь). На­конец, материальные блага доходят до конечного пункта - лично­го потребления. Вся цепочка хозяйственных связей отображена

Из сказанного напрашиваются следующие выводы:

От количества создаваемых благ в решающей степени зависят все другие составные части экономики - сколько продуктов рас­пределяется, обменивается и потребляется;

Объем и качество изготавливаемых на производстве продуктов в первую очередь определяют уровень и качество жизни членов общества.

Учитывая решающую роль производства в развитии экономики, важно разобраться в вопросе: каковы могут быть возможные изме­нения производственной деятельности? В связи с этим предлагается решить следующую задачу.

Такое круговое движение благ означает застойное состояние эконо­мики. На протяжении многих веков это было типично, например, сель­скому хозяйству, где применялся ручной труд. Второй вид графического видоизменения реальной экономики мож­но уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, как те можно увидеть в воронке водоворота. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных бедных странах Африки и Азии, а также во время экономического кризиса, падения производства в высокоразвитых странах.

Третий вид графического видоизменения производства и потребления выглядит как спиралевидное движение с расширяющимися оборотами. Это свидетельствует о прогрессе (от лат. progresus - движение вперед) - развитии реальной экономики к более совершенному и передовому состоянию.

После сопоставления трех вариантов возможных изменений со­стояния производства можно легко найти самое предпочтительное изменение. Им является прогрессивное развитие производственной деятельности. Что означает этот прогресс?

4. Новые потребности как движущая сила экономики.

Теперь нам предстоит рассмотреть такое неотъемлемое звено ре­альной экономики, которое входит в механизм его движения. Речь идет о потребностях людей. Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности чело­века, социальной группы и общества в целом.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития матери­альной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

- физиологические потребности (в пище, одежде, жилье и др.);

- потребность в безопасности (защите от внешних врагов и пре­ступников, помощи при болезни и т.п.);

- потребность в социальных контактах (общении с людьми, име­ющими те же интересы; в дружбе и др.);

- потребность в уважении (уважении со стороны других людей, приобретении определенного общественного положения);

- потребность в саморазвитии (совершенствовании всех возмож­ностей и способностей).

Весьма характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность (гибкость, растяжимость). Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость. Важно также отметить: что касается верхнего предела роста всех нужд и запросов, человек по­разительно отличается от любого животного, у которого конечное желание - удовлетворить только естественные биологические по­требности. У людей такого ограничителя нет. При благоприятных хозяйственных и других условиях потребно­сти более всего способны к возвышению - безграничному росту в количественном и качественном отношении. Каждому человеку свойственны в определенные периоды его жиз­ни тенденции к возвышению потребностей.

При спиралевидном движении производства и потребления начинается процесс возвышения потребностей людей по вертикали (подъем их в качественном отношении) и по горизонтали (необходимом расширении производства новых поколений экономических благ).

Возвышение потребностей происходит в двух направлениях: по вертикали и по горизонтали.

Возвышение потребностей по вертикали означает переход от одного - более низкого по качеству - вида запросов к более высокому виду.

Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества.Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.

Та б л и ц а 1. Обеспеченность населения России товарами длительного пользования (на 100 семей, штук)

Товары

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2008 г.

Телевизоры

Холодильники и морозильники

Стиральные машины

Легковые

автомобили

Однако при таком подъеме уровня потребностей общества обнаруживается, что достигнутый ранее уровень производства не в состоянии удовлетворить новые общественные потребности. В результате возникает и обостряется основное противоречие реальной экономики, т.е. углубляется несоответствие между новым состоянием потребностей и устаревшим производством. Совершенно очевидно, что для разрешения такого противоречия требуется коренным образом перестроить производство. Как осуществить это преобразование экономики?

5. Пути преобразования производства.

Некоторые авторы учебников по экономической теории своеобразно определяют производственные возможности общества. Они утверждают, что потребности людей растут безгранично, но хозяйственные ресурсы всегда ограниченны. Выход из такого тупикового состояния они видят в следующих изменениях. При появлении новых потребностей надо перераспределять ресурсы: сокращать выпуск прежних благ, чтобы создавать новые продукты. Верно или ошибочно такое суждение?

Уровень реальной экономики в первую очередь зависит от количества и качества применяемых в производстве факторов (от лат. factor - дела­ющий, производящий).

Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и практические навыки. Отсюда первостепенной созидающей силой является труд. Рассмотрим труд в материальном производстве.

Труд в материальном производстве - это целесообразная деятель­ность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабли­вают предметы природы для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместную дея­тельность.

Второй фактор (вещественный) - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают блага. В состав средств труда входят естественные условия труда (например, водопады, используемые для хозяйственных целей). Главное же место здесь занимает техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, маши­ны, оборудование, аппараты химического производства и т.п.), благода­ря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные зда­ния, каналы, дороги и т.д.).

Третий фактор (вещественный) - предметы труда. Это вещь или со­вокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда. Предметы труда подразделяются на природное вещество, к которо­му не применялся труд (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике) и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

После выяснения ответа на интеллектуальное задание мы можем понять, что и как следует изменять при преобразовании экономики. В зависимости от роли факторов производства в развитии экономики их можно подразделить на: традиционные и прогрессивные. Традиционными являются возникшие в предыдущие периоды времени и все более устаревающие условия хозяйственной деятельности. Прогрессивными являются такие условия, которые многократно превосходят слабо изменяющиеся факторы и в качественном, и в количественном отношениях.

Из истории реальной экономики известно, что с момента ее возникновения и в течение примерно девяти тысячелетий традиционными для производства и преобладающими были физический труд людей и орудия ручного труда, применявшиеся для освоения природных богатств. И только в XVI-XVIII вв. наступила новая эра в развитии факторов производства. Человечество во все больших мас­штабах стало использовать творческую силу качественно совершен­но нового фактора прогресса - достижения науки и техники. Наука и техника породили революционные перемены в производ­ственных процессах, которые стали осуществляться путем примене­ния машин, химических и других методов. Ограниченные возмож­ности человеческой силы заменялись силами природы, рутинные способы работы - сознательным применением естествознания. В ре­зультате резко ускорились качественные преобразования в соответ­ствии с вновь возникающими потребностями общества. Такие пре­образования впервые получили количественное измерение в особых экономических показателях. Ими стали показатели производитель­ности труда и эффективности производства. Производительность труда измеряется количеством продукции, созданной за определенное время работником. Характерно, что если в начальный период существования сельского хозяйства один работ­ник мог создать продуктов для двух человек, то в XX в. в наиболее развитых странах один работник создавал продукты питания для 20 человек.

Эффективность производства (Эп) может быть измерена с по­мощью показателя: Эп = В/Р,

где В - объем выпуска продукции (на предприятии, в стране);

Р - величина затраченных ресурсов.

Из всего сказанного очевидными являются следующие выводы. Если в обществе возникают новые потребности, то они становятся мощным побудителем технического прогресса. В свою очередь, про­гресс техники и технологии вызывает вполне естественную эконо­мию ресурсов в расчете на единицу продукции, или рост эффектив­ности производства.

Однако этой причинно-следственной зависимости противостоит совершенно иная тенденция. Дело в том, что, во-первых, возвыше­ние потребностей в течение определенного времени завершается, когда достигается какой-то предельный уровень. Потребности пере­стают развиваться по вертикали и по горизонтали. Во-вторых, начав­шийся технический прогресс развивается неравномерно и за опре­деленный период исчерпывает свои возможности. Все это вновь ведет к обострению основного противоречия практической эконо­мики. Так исторически назревает необходимость перехода производ­ства экономических благ на более высокую орбиту. За всю экономическую историю возникли три стадии развития производства (возникли три орбиты их движения). Их отличия друг от друга можно видеть в следующем:

Первая стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Неолитическая революция (орудия нового каменного века) - 10 тыс. лет назад

2. Новая сфера хозяйства - Сельское хозяйство (2/3 работников) и ремесло

3. Использование достижений науки - Зачатки науки никак не связаны с производством

4. Источники энергии в производстве - Ручной труд людей

5. Передача информации - В устной и рукописной форме.

10 тыс. лет назад произошла неолитичес­кая (свойственная новому каменному веку) революция, а вместе с ней аграрная (сельскохозяйственная) революция. Люди научились хорошо отшлифовывать каменные орудия и с их помощью создавать разнообразные изделия из кости и дерева. Аграрная революция основывается на двух великих открытиях - земледелии (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводстве (приручение диких животных и разведение их как домашнего скота). Позже продукты питания создавались с помощью более производи­тельных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).

Производящая экономика благоприятствовала резкому увеличе­нию численности населения. В эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое. В Новое время еще более ускорился рост населения, повысился уровень его потребностей. Это пришло в резкое противоречие с теми ограниченными возможностями, ко­торые свойственны производству с применением ручного труда. Та­кое противоречие было преодолено на второй стадии производства

Вторая стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Промышленный переворот (60-е гг. XVIII в. - 60-е гг. XIX в.)

2. Новая сфера хозяйства - Промышленность (2/3 работников)

3. Использование данных науки - Научные основы переворота возникли в XVN-XVШ вв. (задолго до промышленности)

4. Источники энергии в производстве - Энергетическая революция: на первом этапе - паровая техника (паровозы, пароходы) - XVIII в., на втором этапе (рубеж XIX - XX вв.) - электроэнергия, двигатели внутреннего сгорания (автомобили, самолеты и др.)

5. Передача информации - На бумажных носителях (изобретение книгопечатания в XV в.) и радио

Для второй стадии производства характерны следующие каче­ственно новые процессы:

Главным является машинизированное промышленное произ­водство;

Промышленность на основе машинной техники преобразует другие важнейшие отрасли хозяйства;

Быстрый рост городов: в них проживает до 2/3 всех жителей стра­ны;

Важным был переход к новым источникам энергии (от паровой техники к использованию электричества и двигателей внутрен­него сгорания).

С новой стадией экономики связан новый большой рост населе­ния: численность населения мира (составлявшая в 1650 г. 650 млн человек) выросла в семь раз.

Однако достижения индустриальной экономики явно недоста­точны для современного этапа развития потребностей. Ведь при ме­ханизированном труде работник зачастую управляет одной машиной. И он не в состоянии постоянно обеспечивать высокое качество из­делий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природ­ном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противо­речие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - в количественном и каче­ственном отношении - уровнем потребностей.

Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х гг. XX в. грандиозной на­учно-технической революции (НТР), которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития. Взамен традицион­ных природных веществ и топлива она создала множество новых (не имеющих аналогов в биосфере) видов материалов и энергоносителей.

Третья стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Начало НТР с 40-50-х гг. XXв. Первый этап - ведущая отрасль - электронная. Второй этап (1970-е гг. - начало XXI в.) -микроэлектронная информационная революция

2. Новая сфера хозяйства - Услуги (2/3 работников)

3. Использование данных науки - Слилось воедино научные и технические революции

4. Источники энергии в производстве - Новый источник электроэнергии - АЭС (атомные)

5. Передача информации - На первом этапе - большие ЭВМ. На втором этапе - микроэлектронные (персональные компьютеры, Интернет)

Третья стадия производства отличается следующими признаками:

Наибольшее развитие получает сфера услуг, где занято 60-70% всех работников;

Наука становится непосредственным фактором производства. На основе ее достижений создаются блага, которые не суще­ствуют в природе;

Во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются дости­жения информатики и вычислительной техники. Это позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд;

Научно-техническая революция в конце XX в. и начале XXI в. перерастает во второй этап своего развития, когда начинаются информационная революция и совершенно новое инновационное развитие экономики. Об этом подробно говорится в теме 15.

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Экономика как научная дисциплина – это экономическая теория. За время своего становления она сменила три названия: экономия, политическая экономия, экономикс. Смена названий не случайна. Это эволюция в развитии предмета исследования экономической теории.

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама наука. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления не были обобщены и синтезированы в единую научную систему.

Экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее – к экономической теории. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Наряду с различными сторонами общественной жизни античные философы рассматривали и сферу хозяйственной деятельности человека. Древнегреческий философ Ксенофонт (430-355 г. до н. э.) в своих трудах "О доходах" и "Экономикос" в хозяйственной деятельности человека выделяет отрасли: сельское хозяйство, ремесленничество, торговля; высказывает мысль о целесообразности разделения труда. Им впервые был предложен термин "экономия". Платон (427 – 347 г. до н. э.) в своих исследованиях "Государство" и "Законы" много внимания уделяет управлению городом – государством, проблемам налогообложения. Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) в своих знаменитых трактатах "Политика" и "Этика" впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления с целью обнаружения в них общих закономерностей. Он первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован либо для потребления, либо для продажи. Аристотель также связал продажу товара с появлением денежного богатства и много размышлял о противоречивых последствиях этого явления.

В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели также уделяли внимание экономическим проблемам. Они рассматривали проблемы ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Варрон (116 – 27 г. до н. э.) написал работу "О сельском хозяйстве". Марк Порций известен своим трактатом "О земледелии".

Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. до н. э.) "О сельском хозяйстве" называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в 16-17 в.в. в эпоху Великих географических открытий. В этот бурный период появилась первая экономическая школа – меркантилизм, которая выражала интересы торговцев. Предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, саио же богатство отождествлялось с деньгами, золотом, серебром.


Политическая экономия сложилась в период становления капитализма. Начало политэкономии как науки было положено перенесением анализа из сферы обращения в сферу производства, осуществленного представителями классической буржуазной политэкономии – У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, А. Тюрго, П. Буальгибером.

Широкое распространение получила в мире марксистская политэкономия. Она исследует производственные отношения в органической взаимосвязи с производительными силами и экономической политикой государства.

"Краткая экономическая энциклопедия" предлагает следующее определение: "Политэкономия (от греч. рolitike – искусство управления государством и oikonomia – управление домашним хозяйством) – наука, изучающая общественно – производственные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, экономические законы функционирования, развития и обогащения общественно – экономических формаций.

Авторы "Краткой экономической энциклопедии" указывают, что термин экономикс введен в конце 19 в. и получил широкое распространение после опубликования в 1890 г. книги А.Маршалла "Принципы экономикс". Возникновение и развитие Экономикс. связано с разработкой теорий неоклассической школы (маржинализма, теорий предельной полезности, концепции всеобщего равновесия – У. Джевонс, К. Менгер, М. Вальрас)".

Представители экономикс за основу изучения экономических процессов берут принцип "чистой" экономической науки, отвлеченной от социальных и политических проблем.

Основная экономическая проблема для экономикс заключается в том, что человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены. Эти условия приводят отдельного человека, фирму, общество, страну к необходимости делать выбор. Отсюда в центре внимания экономикс – поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Делая выбор, мы принимаем хозяйственные решения, т. е. пытаемся сэкономить, чтобы получить больше товаров или услуг.

Таким образом, предметом изучения в экономикс является поведение людей в условиях ограниченности ресурсов.

Экономика считается наукой общественной. Это значит, что, наряду с аналогичными науками, она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе.

Вместе с тем, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т. е. хозяйственные связи и отношения экономическое поведение людей.

Таким образом, экономическая теория (экономикс) – это общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения человеческих потребностей и желаний.

В последние годы все больше как западных, так российских экономистов обращаются к разработке экономических проблем с учетом социальных и политических явлений. В настоящее время изучаются и экономикс, и политическая экономия.

В экономической теории традиционно выделяют два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика – раздел экономической теории, который изучает экономические процессы в отдельных экономических единицах как: предприятия, домашние хозяйства, фирмы, рынки определенных товаров и услуг. (Л. П. Кураков)

Она знакомит нас с такими понятиями, как ограниченность, выбор и альтернативная стоимость, а также с производством и потреблением. Исследует их взаимодействие, изучает влияние цен на поведение домашних хозяйств, фирм, потребителей.

Макроэкономика - раздел экономической теории, которая изучает экономические проблемы всей экономики в целом, рассматривая вопросы экономического роста, национального дохода, валовых сбережений и инвестиций, внешней торговли и финансовой системы. (Л.П. Кураков)

Макроэкономика сосредоточилась на таких вопросах, как инфляция, безработица и экономический рост, платежный баланс, т. е. она ищет решения таких проблем, как повышение занятости, увеличение производства товаров и услуг и т. д.

Макроэкономисты пользуются единой системой “мер и весов”, называемой системой национальных счетов (СНС).

Образно говоря, если микроэкономика изучает деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес.