Карточки счетов при камеральной проверке. Карточка счета – предназначение, образец, заполнение. Порядок формирования карточки

В связи с проведением налоговой проверки у контрагента организации направлено требование о представлении документов, в том числе карточек бухгалтерских счетов по расчетам с контрагентом. Организация представила все истребованные документы, за исключением карточек бухгалтерских счетов. За непредставление последних налоговая инспекция оштрафовала организацию по ст. 129.1 НК РФ. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Ответ: Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации и не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Также они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, или документами, подтверждающими правильность их исчисления и своевременность уплаты. Поэтому непредставление налоговому органу карточек бухгалтерских счетов не может являться основанием для штрафа по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ. Такой позиции придерживаются суды.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п.

1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты.

В частности, проверяющие вправе истребовать у организации:

— документы (информацию), касающиеся деятельности ее контрагента, — в рамках проводимой в отношении его налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

— документы (информацию) относительно конкретной сделки с контрагентом — в случае если вне рамок налоговой проверки возникает обоснованная необходимость получения этих документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Требование о представлении указанных документов (информации) направляется организации через налоговый орган, в котором она состоит на учете (п. п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ организация, получившая такое требование, в течение 5 рабочих дней обязана либо представить истребуемые документы (информацию), либо сообщить инспекции о том, что не располагает ими. За отказ от представления запрашиваемых документов или за непредставление их в установленные сроки организация, располагающая указанными документами (информацией), может быть привлечена к ответственности по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. или 20 000 руб., если правонарушение совершено повторно в течение года.

Из смысла и содержания положений указанных норм следует, что налоговому органу даны полномочия по истребованию у лица, обладающего соответствующей информацией, только тех документов (информации), которые непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента либо конкретной индивидуально-определенной сделки.

Карточки бухгалтерских счетов являются регистрами бухгалтерского учета, которые в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Они не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Кроме этого, карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Следовательно, карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении ее контрагента.

Таким образом, непредставление карточек счетов бухгалтерского учета не образует состав правонарушения, установленный ст. 129.1 НК РФ. Это подтверждает сложившаяся к настоящему времени арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу N А10-2526/2012, от 25.02.2013 по делу N А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу N А42-1789/2011).

Следовательно, решение налоговых органов о привлечении организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за непредставление карточек бухгалтерских счетов может быть успешно оспорено в суде.

Е. М.Сигаева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

М. Н.Озерова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

——————————————————————

План счетов бухгалтерского учета 2018-2019

Карточки счетов бухгалтерского учета

Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)

Читай всё полезное и впитывай, а нападки игнорируй. Здесь так принято. aka AMIGO

ВНИМАНИЕ! Ctrl-F5 или Ctrl-R


2000 человек.

(0)не верю что налоговая такое может требовать

TurboConf 5 — расширение возможностей Конфигуратора 1С

ВНИМАНИЕ! Если вы потеряли окно ввода сообщения, нажмите Ctrl-F5 или Ctrl-R или кнопку "Обновить" в браузере.

Тема не обновлялась длительное время, и была помечена как архивная. Добавление сообщений невозможно.
Но вы можете создать новую ветку и вам обязательно ответят!
Каждый час на Волшебном форуме бывает более 2000 человек.

Почти каждой компании доводилось получать требование от ИФНС о необходимости представления документов по различным поводам – проверкам деятельности фирмы или партнеров, с которыми она взаимодействует. Обычно требования инспекции стандартны: предприятие или ИП должны представить инспектору документы по списку к определенному сроку. Рассмотрим, какую документацию подавать следует обязательно, а по какому запросу можно отказать.

Правовые аспекты

Ст. 31 НК РФ определяется набор форм, которые ИФНС вправе затребовать – это документы, служащие основой для расчета налогов и подтверждающие их достоверность, а также своевременность платежей. Право их требования у подвергаемых проверке предприятий определяет ст. 93 НК РФ, а сведения о работе проверяемой фирмы могут запрашиваться у ее партнеров или других лиц (ст. 93.1 НК РФ).

В НК РФ не приводится точный список документов, обязательных к представлению, лишь указано, что на их основе исчисляются налоги (п. 6 ст. 23 НК РФ). Список документов, которые инспекторы имеют право затребовать, открыт. Однако это не значит, что ИФНС может сослаться на потребность в любых документах, и у компании автоматически образуется обязанность их подачи.

3) расчеты базы налога.

Карточка бухгалтерских счетов не входит в этот список, но зачастую ИФНС требует ее наряду с другими бухгалтерскими формами.

Если налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов

Казалось бы, предприятие не обязано представлять ИФНС карточки бухучета, но не так все однозначно. Существует немало руководящих документов, регламентирующих представление регистров бухучета в различных ситуациях. Например, в письме Минфина РФ от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228 отмечается, что при выездной проверке ИФНС полномочна проверять регистры бухучета и НУ, ведение которых закреплено в УП для целей налогообложения. Решение АС Центрального округа от 29.07.2015 № А35-1029/2014 отмечает, что НК РФ (ст. 21, 54, 93, 313) обязывает компании вести регистры бухучета, а у ИФНС есть право проверки тех из них, что ведутся в утвержденном порядке и на базе положений УП. Непредставление документов, ведение которых для целей НУ не является обязательным (и не закреплено в УП), не влечет налоговой ответственности.

Хотя карточки счетов не относятся к разряду подобных форм, компании могут их предоставлять, если считают необходимым. На практике чаще так и случается, особенно, если в требовании четко прописано, какие из них необходимы для проверки . Если же требование получено с формулировкой «по обоснованной необходимости», компании часто отказывают в представлении документов, мотивируя как раз необоснованность, поскольку НК РФ никак не комментирует подобную формулировку. В таком случае важно не игнорировать требование ИФНС, а отправить письменный отказ, указывая в нем, например, несостоятельность запроса или несоответствие информации в карточках критериям, предъявляемым НК.

Карточки бухгалтерских счетов по контрагенту для налоговой

При встречной проверке ИФНС не вправе запрашивать карточки бухгалтерских счетов в качестве подтверждающих операции с проверяемым контрагентом. Минфином РФ даны разъяснения, что запрашивать могут лишь документы, относящиеся к деятельности контрагента. В карточках же приводится информация о компании, следовательно, она вправе их не представлять.

Пример

При встречной проверке у компании затребованы документы, подтверждающие проведение сделок:

  • договор;
  • акт приема-передачи к договору;
  • выписку из книги продаж;
  • карточки бухгалтерских счетов 62, 90.

Компания, подготовив документы, непосредственно относящиеся к операциям с контрагентом, отказалась предоставить карточки, мотивируя в сопроводительной записке необоснованностью требования по их представлению, поскольку они не служат основанием для расчета и уплаты налогов проверяемого партнера (пп. 11 ст. 21 НК РФ).

ИФНС расценила действия компании, как отказ от предъявления данных, и оштрафовала (ст. 129.1 НК РФ). Компанией была инициирована процедура досудебного урегулирования спора, но вышестоящий орган (УФНС) встал на сторону инспекции.

Разбирательство продолжилось в суде, окончившись вынесением решения в пользу компании. Суд решил, что карточки бухсчетов 62 и 90, запрошенные ИФНС, в рассматриваемой ситуации не могут быть признаны документами, которые компания обязана представить ИФНС для проверки контрагента.

Суд основывал свои выводы исходя из того, что карточки счетов 62 и 90, являясь документами бухучета компании:

  • не касаются деятельности контрагента;
  • не связаны с расчетом и уплатой налогов, т. е., не будучи первичными документами или учетными регистрами, не подтверждают данные НУ.

Имеющиеся в карточках сведения не могут признаваться информацией, необходимой к представлению в ИФНС для налогового контроля партнера, а, так как карточки счетов не являются обязательными для целей НУ, компания-заявитель не несет ответственности за их непредставление. (Решение АС Республики Бурятия от 05.03.2013 № А10-2526/2012).

Для производства бухгалтерских карточек используется картон или бумага плотностью 170 г/кв. м. Основное их отличие от других форм регистров - отсутствие переплета. Такие бланки открываются на год и служат для отображения хозяйственной деятельности предприятий в документации, сопровождающей бухгалтерский учет.

На протяжении отчетного периода документы хранятся в картотеке. Их расположение могут диктовать:

  • алфавитный порядок;
  • номенклатурный номер;
  • бухгалтерский счет.

Для обеспечения контроля сохранности каждая бухгалтерская карточка снабжается порядковым номером и прописывается в соответствующем регистре.

Читать полностью

Бухгалтерские карточки учета материалов, счета, накладные, личные бланки сотрудников

В «Комусе» представлены типовые учетные документы различных видов. Например, личные бланки сотрудников, необходимые для контроля численности персонала на предприятиях и размещаемые в картотеках по алфавиту или структурным подразделениям. Основной бланк документа - форма Т2, в которой содержатся сведения о личности работника и его трудовой деятельности.

Форма включает 4 страницы, то есть два листа формата А3. Первые 2 страницы заполняют при приеме сотрудника на работу, последующие - в процессе трудовой деятельности. Базовое количество документов в упаковке - 50 шт.

Также вы можете купить карточки бухгалтерского учета по форме М17, которые применяются для регистрации перемещения материалов, поступающих на склад организации.

Карточка бухгалтерских счетов заполняется на отдельный номенклатурный номер. Сведения в нее заносят на основании первичных приходных документов.

Бланки по форме М17 можно выбрать:

  • форматов А4 и А5;
  • в количестве 50 и 1000 листов в упаковке.

Чтобы сделать заказ, отметьте в онлайн-заявке нужные наименования типографских изделий и их количество.

Правомерно ли требование налогового органа? Какая установлена ответственность за непредставление данных документов?

Пунктом 12 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Необходимые для проверки документы могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования. В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного п. 3 ст. 93 НК РФ срока, оно, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Отказ проверяемого лица от их представления или непредставление их в установленные сроки влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

При этом НК РФ не определен перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика должностными лицами налогового органа, проводящими выездную налоговую проверку.

Книги учета доходов и расходов, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

Иные документы, относящиеся к налоговому учету;

Организации;

Регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);

Договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;

И кассовые документы;

Накладные, акты приема-передачи, акты выполненных работ;

Путевые листы;

Перевозочные документы;

Другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

Иные документы и сведения, в том числе указанные в рекомендациях ФНС России по вопросам проведения предпроверочного анализа налогоплательщика.

Степень охвата проверкой документов и информации самостоятельно определяется должностными лицами, проводящими проверку, исходя из:

Объема данных, подлежащих проверке;

Состояния бухгалтерского (налогового) учета налогоплательщика;

Степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой проверяющими исходя из данных анализа информации о налогоплательщике, с учетом предпроверочного анализа, а также результатов ранее проведенных мероприятий налогового контроля (п. 5.7 Рекомендаций).

То есть перечень документов, которые вправе истребовать налоговый орган, является открытым.

Что касается регистров бухгалтерского учета, то хотелось бы обратить внимание на следующее.

Данные, содержащиеся в первичных (сводных) учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), смотрите также п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н)). На основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Формы регистров бухгалтерского учета утверждаются учетной политикой (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Они должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ.

Так, с 1 января 2013 года рекомендованный Минфином России перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы, приведенный в письме от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", не является обязательным к применению (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Однако ранее утвержденные регистры можно использовать или брать за основу при разработке собственных форм.

Регистр бухгалтерского учета составляется на и (или) в виде подписанного (ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). При этом в случае, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа (ч. 7 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что в целях проверки правильности исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика (организации) регистры бухгалтерского и налогового учета, утвержденные руководителем организации в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету соответственно.

В письме Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228 орган выразил мнение, что при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Что касается регистра бухгалтерского учета - карточки счета, заметим, по мнению Минфина России, выраженному в письме от 25.01.2012 N 07-02-06/10, в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся регистры бухгалтерского учета, в частности, в форме карточек, отсутствуют основания для привлечения этой организации к ответственности за непредставление в налоговый орган таких карточек.

Из данных разъяснений можно заключить, что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика только те регистры бухгалтерского и (или) налогового учета, которые ведутся налогоплательщиком и утверждены учетной политикой проверяемого.

Судебные органы приходят к выводу, что истребование карточек счетов, относящихся к регистрам бухгалтерского учета, является незаконным, так как они не относятся к категории "документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов". Отсюда суды считают необоснованным привлечение к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление карточек бухгалтерских счетов, поскольку законодательством о налогах и сборах и иными актами не предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и вести указанные документы (смотрите постановления ФАС Поволжского округа от 19.09.2013 N А55-31523/2012, от 26.01.2012 N Ф06-12023/11 по делу N А55-10829/2011, решением АС от 05.03.2013 N А10-2526/2012, а также постановления Верховного Суда РФ от 21.08.2013 N 73-АД13-3, от 09.07.2014 N 46-АД14-15).

В других решениях суды исходят из того, что если у налогоплательщика не имелось возможности представить в затребуемые документы (в том числе карточки счета), то он не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, так как отсутствует его вина (смотрите, например, постановление Двенадцатого апелляционного суда от 15.08.2014 N 12АП-6648/14, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 N 04АП-4610/13).

Как разъясняют судебные органы, при принятии решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган должен установить обстоятельства, свидетельствующие, что истребуемые документы имелись у налогоплательщика либо он должен был их оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативно-правовых актов (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.02.2011 N Ф03-10008/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 N А33-9732/07-Ф02-5626/08). Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 30.07.2013 N Ф10-2109/13 по делу N А64-5847/2012 рассмотрена ситуация, когда учетной политикой Общества в проверяемый период не предусматривалось ведение таких регистров, как карточки аналитического учета счетов. Именно по этой причине указанные документы не были представлены налогоплательщиком налоговому органу при проверке. В то же время Обществом были представлены иные документы, содержащие необходимую информацию для проведения налогового контроля, а именно регистры бухгалтерского учета и первичные учетные документы, имеющиеся на предприятии. В результате суд поддержал налогоплательщика и освободил от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2015 N Ф02-1603/15 по делу N А19-13257/2014 суд поддержал требование налогового органа представить карточки счетов по субконто как документы, необходимые для проведения проверки достоверности учета изменений в налоговой декларации, с учетом того, что они могут быть сформированы с использованием программы 1С "Бухгалтерия 8" (смотрите также постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 02АП-2872/12).

Таким образом, определить, насколько правомерно требование налогового органа, может только суд. В случае возникновения судебного спора суд будет принимать решение исходя из конкретной ситуации с учетом всех обстоятельств дела. Принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, у организации есть возможность отстоять свое право в суде. В то же время полагаем, если налоговый орган сможет доказать, что карточки счетов формируются в организации при использовании бухгалтерской программы и, соответственно, организация могла их представить по требованию налогового органа (даже если данные регистры не предусмотрены учетной политикой организации), а также если информация, содержащаяся в карточках, связана с исчислением и уплатой налогов, то суд может поддержать налоговый орган.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российской коллегии Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

ИФНС в ходе камеральной проверки запросила карточки бухгалтерских счетов не имеющих отношение к проверяемому факту. Как отказать?

Основания для отказа могут быть следующие.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральной проверки у организации не могут быть затребованы карточки (регистры) бухучета (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

В ходе проверки проверяющие могут запросить у организации любые документы, которые непосредственно касаются деятельности контрагентов. При этом по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

Карточки бухгалтерских счетов являются регистрами бухгалтерского учета, которые в силу п. 1 ст.10 Закона № 402-ФЗ, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.

Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации и не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, или документами, подтверждающими правильность их исчисления и своевременность уплаты. Они не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Кроме этого, карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении ее контрагента. Поэтому непредставление налоговому органу карточек бухгалтерских счетов не может являться основанием для привлечения организации к ответственности. Такой позиции придерживаются суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу № А10-2526/2012, от 25.02.2013 по делу № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу № А42-1789/2011).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Истребование документов

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в исключительных случаях:*

Если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ).

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

Первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);*
неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке*

Нет, не может.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений статьи 88 Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика* (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 г. № А82-15261/2008-27, Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. № Ф03-2283/2009, от 13 марта 2008 г. № Ф03-А24/08-2/433,Уральского округа от 28 апреля 2009 г. № Ф09-8988/08-С2, Московского округа от 16 июля 2008 г. № КА-А41/5556-08).

Запрос информации у контрагентов

В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями* (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.*

Ситуация: какие документы инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации в ходе ее камеральной налоговой проверки*

В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.

Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации. Это подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209. Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды* (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09, Северо-Западного округа от 23 июня 2009 г. № А42-6216/2008).

За непредставление сведений по требованию инспекции контрагент может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении* (приложение 6 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета контрагента (иного лица), у которого истребуются документы, направляет ему требование о представлении документов (информации). К указанному требованию должна быть приложена копия поручения об истребовании документов. Такой порядок установлен в пункте 4статьи 93.1 и пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.*

Размер штрафа по статье 129.1 Налогового кодекса РФ составляет 5000 руб. за каждый факт неисполнения (несвоевременного исполнения) требования. Если в течение календарного года организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

«Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.*»