Что означает квитанция о приеме налоговой декларации. Минфин: Квитанция подтверждает факт приема электронной отчетности налоговым органом. Подтверждение даты отправки отчета

Министерство разъяснило порядок сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде. В ведомстве отметили, что квитанция является подтверждением приема документов.

Министерство финансов РФ разъяснило некоторые моменты, касающиеся сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде. Ведомство ответило на вопрос налогоплательщика. Организацию интересовало, является ли квитанция о приеме бухгалтерского баланса в электронном виде подтверждением того, что он принят налоговым органом. Комментарий ведомства опубликован на официальном сайте компании "Консультант Плюс". Минфин сообщил, что такая квитанция подтверждает факт приема документов налоговой службой. Специалисты напомнили, что обязанность организаций представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность установлена Федеральным законом "О бухгалтерском учете". При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает сдачу документов в электронном виде. Представление электронной бухгалтерской отчетности в налоговый орган возможно только в формате, утвержденном приказом ФНС России. В министерстве отметили:

В п. 161 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, предусмотрено, что прием должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке, аналогичном порядку приема налоговых деклараций (расчетов), установленному Административным регламентом. В п. 135 названного Административного регламента указано, что при представлении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) является регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России.

Напомним, организации могут сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 28.03.2002 N 32-ФЗ. Документ устанавливает следующее:

При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности

Добавим также, что Минфин наделен полномочиями предоставлять консультации по законодательству о налогах и сборах. Разъяснения по этому вопросу даны в письме от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138. Документ устанавливает, что консультации ведомства не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.

Очередная горячая линия, организованная редакцией, была посвящена проблемам сдачи в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) И в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Какая дата при этом считается моментом исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению отчетности в налоговый орган? И Какова ответственность за ненадлежащее исполнение этой обязанности? На эти и другие вопросы читателей отвечала Ирина Федоровна Филипук, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса

12.02.2010
«Российский налоговый курьер»

Технология передачи отчетности по ТКС

Здравствуйте, Ирина Федоровна! Организация намерена перейти на сдачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Что для этого необходимо сделать?

Представление отчетности в электронном виде осуществляется либо во исполнение требований Налогового кодекса, либо по инициативе налогоплательщика. Вам необходимо обратиться к специализированному оператору связи, прошедшему аккредитацию в управлении ФНС России вашего региона, и заключить с ним договор.

Следует учитывать, что у организации и у налогового органа, в который представляется отчетность, должны быть совместимые технические средства и возможности для ее приема и обработки в соответствии с утвержденными стандартами, форматами и процедурами.

Подскажите, кто является специализированным оператором связи?

Это организация, оказывающая услуги по обмену информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС и подтверждающая дату отправки налогоплательщиком налоговых деклараций. Она должна отвечать установленным требованиям, иметь необходимые технологии для представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи и заключенный договор с территориальным налоговым органом.

А вправе ли спецоператор брать плату за предоставляемые услуги?

Специализированный оператор связи реализует свою деятельность на коммерческой основе. В рамках предоставления услуг по обмену информацией и подтверждения даты отправки налогоплательщиком отчетности спецоператор может оказывать налогоплательщику услуги:

  • по выдаче и сопровождению сертификата ключа электронной цифровой подписи, если он является Доверенным удостоверяющим центром ФНС России;
  • регистрации налогоплательщика в качестве абонента в системе электронного документооборота налоговых органов;
  • предоставлению и сопровождению программного продукта для подготовки отчетности в электронном виде в утвержденных форматах и обеспечению реализации процедур электронного документооборота с налоговыми органами.

Подготовив и подписав отчетность в соответствии с этими программными средствами, налогоплательщик отправляет ее на сервер спецоператора, при прохождении через который происходит фиксация даты и времени отправки отчетности. Далее спецоператор передает эту отчетность налоговому органу. Фиксация спецоператором даты и времени отправки отчетности является аналогом указания даты при отправке письма по почте путем проставления штампа на конверте с указанием даты отправки.

Ответьте еще на один вопрос. Имеют ли налоговые органы какое-либо отношение к ценовой политике, устанавливаемой спецоператорами на оказываемые налогоплательщикам услуги?

Нет, налоговые органы не имеют к этому никакого отношения. Специализированный оператор связи самостоятельно определяет ценовую политику по оказанию услуг налогоплательщикам. Стоимость его программных продуктов варьируется в широких пределах в зависимости от реализованных функций в программном обеспечении, количества представляемой отчетности, периодов представления, срока заключения договора между налогоплательщиком и спецоператором, спектра предоставляемых услуг.

Проконсультируйте, пожалуйста, можно ли сдавать отчетность в электронном виде по Интернету, не прибегая к услугам спецоператора?

Порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде определяется Минфином России. Однако на основании Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ впредь до утверждения Минфином России этого порядка действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

В соответствии с названным Порядком участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации (расчета) в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством спецоператор является обязательным участником информационного обмена.

Ирина Федоровна, сколько времени может занять подключение к системе передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Срок, в течение которого организация может быть подключена к системе передачи отчетности по ТКС, оговаривается в абонентском договоре со специализированным оператором связи. У ряда операторов этот срок не превышает пяти рабочих дней.

Основные моменты при подключении абонента к системе — выдача сертификата электронной цифровой подписи Доверенным удостоверяющим центром и регистрация абонента на сервере системы. Крупные Доверенные удостоверяющие центры выдают сертификаты достаточно быстро, в течение рабочего дня. Процесс регистрации также является автоматизированным и обычно не занимает более суток.

Положение о Доверенных удостоверяющих центрах Федеральной налоговой службы утверждено приказом ФНС России от 13.06.2006 № САЭ-3-27/346@.

Конечно, абонентам нужно заблаговременно позаботиться о подключении к системе, поскольку срок подключения в периоды представления отчетности может оказаться больше ожидаемого из-за возникновения естественной очереди желающих подключиться.

А если у налогоплательщика нет возможности приобрести компьютер, модем, программу для отправки отчетности, подключиться к Интернету, может ли он сдать отчетность по ТКС?

В этом случае налогоплательщик может сдать отчетность через уполномоченного представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства и полномочия представлять отчетность в электронном виде по ТКС. Если декларация представляется за подписью уполномоченного лица, то к ней должна прилагаться копия доверенности, подтверждающая полномочия этого лица (п. 5 ст. 80 НК РФ).

Порядок сдачи электронной отчетности

Каков порядок сдачи налоговых деклараций в электронном виде по ТКС?

Хотела бы обратить внимание на изменения, которые будут внедрены в ближайшее время. Сегодня Порядок представления налоговых деклараций установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н (далее — Административный регламент). ФНС России приказом от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ утвердила Методические рекомендации по организации электронного документооборота, которые пока не вступили в силу . Этот приказ согласован с Минфином России.

На дату подписания номера в печать приказ ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ не вступил в силу. — Примеч. ред.

Согласно действующему порядку представления налоговых деклараций в электронном виде по ТКС налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения, подписывает ее электронно-цифровой подписью и направляет в налоговый орган через спецоператора. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика вместе с налоговой декларацией направляется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю.

Спецоператор при получении от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) налоговой декларации (расчета) фиксирует дату отправки электронного документа и формирует подтверждение даты отправки, которое подписывает своей электронно-цифровой подписью и направляет налогоплательщику (представителю налогоплательщика). Затем зашифрованный электронный документ (документы) и подтверждение даты отправки отчетности, подписанное электронно-цифровой подписью спецоператора, направляются в налоговый орган.

Налоговый орган при получении электронных документов от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) формирует извещение о таком получении и направляет его налогоплательщику (представителю налогоплательщика) через спецоператора. Далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме, подписывает квитанцию электронно-цифровой подписью должностного лица налогового органа и направляет через спецоператора налогоплательщику.

Что означает электронная цифровая подпись при сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Электронная цифровая подпись подтверждает юридическую силу электронного документа. Она является аналогом подписи и печати на этом документе, обеспечивая возможность автоматизированного установления его авторства. Кроме того, ЭЦП обеспечивает еще и целостность электронного документа, то есть является более сильной степенью защиты, чем собственноручная подпись. В электронный документ, подписанный ЭЦП, невозможно внести изменения. При внесении любых изменений в подписанный электронный документ ЭЦП будет недействительна.

Значит, ЭЦП является неотъемлемой частью электронного документа?

Да, несомненно. Кроме того, так же как невозможно поставить абсолютно идентичный росчерк на разных бумажных документах, так и у двух разных электронных документов не бывает одинаковых ЭЦП. Перенести ЭЦП с одного документа на другой (по аналогии с ксерокопированием или сканированием обычной подписи на бумажном документе или c использованием факсимиле) невозможно. Таким образом, можно сказать, что ЭЦП является реквизитом конкретного электронного документа. По ЭЦП документа однозначно определяются:

  • легитимный владелец подписи на документе (автор, подписавший электронный документ);
  • факт неизменности документа после формирования ЭЦП.

Ответьте, пожалуйста, еще на такой вопрос. Можно ли заполнять отчетность на одном компьютере, а для ее отправки по ТКС использовать другой?

Да, можно. Все форматы форм налоговой отчетности утверждаются ФНС России и находятся в общем доступе на сайте www.nalog.ru. Большое количество бухгалтерских программ позволяет выгружать файлы установленного формата. Таким образом, файл может быть сформирован бухгалтерской программой на одном компьютере, затем перенесен на рабочее место, на котором установлено программное обеспечение, позволяющее подписывать и отправлять отчетность в контролирующие органы.

Может ли бухгалтер сдавать отчетность нескольких организаций, используя при этом один компьютер?

Да, может. Ведь существующие системы позволяют с одного рабочего места отправлять в налоговые органы отчетность нескольких организаций, а Налоговый кодекс разрешает представлять отчетность через представителей. В этом случае отчетность всех организаций будет передаваться с ЭЦП должностного лица одной организации, представляющей интересы остальных в налоговых органах. Главное — должным образом оформить доверенности на право представлять интересы и подписывать документы, которые должны быть представлены в налоговые органы до передачи налоговых деклараций.

Ирина Федоровна, можно ли быть уверенным в сохранении конфиденциальности при отправке отчетности по ТКС? Доступна ли информация специализированным операторам связи?

Средства, которые используются для шифрования, и ЭЦП сертифицированы соответствующими компетентными органами. Они обеспечивают высокий уровень защиты. Взломать ее в принципе невозможно. Информация передается в зашифрованном виде, и значит, для того, чтобы ее прочесть, нужна как минимум пара ключей: секретный ключ плательщика и открытый ключ налогового органа либо, наоборот, секретный ключ налогового органа и открытый ключ плательщика.

Получается, что прочесть передаваемую информацию может только тот, у кого есть эта пара ключей?

Да, конечно. А если говорить о спецоператорах, то они регистрируют в системе только сертификат ключа налогоплательщика, то есть открытый ключ. Если сам налогоплательщик выполняет все условия по хранению своего секретного ключа, то никто его отчетность, направленную в налоговый орган, не прочтет. Служба информационной безопасности обеспечивает хранение секретных ключей налоговых органов так, чтобы ими никто посторонний не мог воспользоваться. Прочитать информацию может только тот, кому налогоплательщик отдал свой ключ.

Подтверждение сдачи отчетности по ТКС

Добрый день! Подскажите, в какие сроки и в каком виде должны поступать подтверждения из налоговых органов о сдаче отчетности?

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщик получает от спецоператора подтверждение с указанием даты и времени отправки электронного документа. Не позднее следующего рабочего дня за днем получения отчетности налоговый орган в случае ее представления согласно установленному формату и соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме. Затем он заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет ее налогоплательщику (его представителю).

В течение двух рабочих дней со дня направления квитанции о приеме налоговый орган осуществляет входной (форматно-логический) контроль налоговой и бухгалтерской отчетности. При выявлении недостатков, ошибок, противоречий в представленных сведениях он формирует уведомление об уточнении и направляет налогоплательщику (его представителю) предложение о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок. Указанное уведомление заверяется ЭЦП начальника (заместителя начальника) налогового органа и направляется налогоплательщику (его представителю).

Значит, в качестве подтверждения о сдаче отчетности мы должны получить квитанцию о ее приеме в электронном виде, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи?

Для подтверждения исполнения обязанности по сдаче отчетности вы должны получить:

  • подтверждение даты отправки электронного документа от спецоператора;
  • квитанцию о приеме отчетности от налогового органа.

Если же вместо квитанции о приеме вы получили уведомление об отказе, это означает, что вы не исполнили свою обязанность по сдаче отчетности, то есть считается, что декларация в налоговый орган не представлена.

В каком виде следует хранить электронные документы?

Как саму отчетность в электронном виде, так и документы, подтверждающие ее получение налоговым органом, необходимо хранить. Ведь формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке. При этом все документы в электронном виде необходимо хранить с электронной цифровой подписью.

Распечатывать электронные документы не обязательно. Рекомендуется скопировать все эти файлы на дискеты или на CD-диски, а затем хранить эти носители в течение срока, требуемого законодательством. Для единообразия можно хранить и бухгалтерскую, и налоговую отчетность в течение пяти лет.

Когда отчетность могут не принять

Скажите, пожалуйста, а каковы основания для отказа налоговым органом в приеме отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Полный перечень оснований для отказа налоговым органом в приеме отчетности по ТКС изложен в пункте 133 Административного регламента. Такими основаниями являются:

  • отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ предъявить должностному лицу налогового органа такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;
  • отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;
  • представление налоговой декларации (расчета) не по установленному формату и не в установленном порядке;
  • отсутствие в отчетности ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);
  • невозможность расшифровки представленного электронного документа.

Какие документы налоговый орган обязан направить организации в случаях непринятия отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Налогоплательщику направляется уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@. Этим же приказом утверждена форма квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

Дата сдачи отчетности

Ирина Федоровна, наша организация сдала через Интернет налоговую декларацию по НДС 20 октября 2009 года. При этом специализированный оператор связи прислал нам письмо, подтверждающее дату сдачи. Однако налоговый орган оштрафовал организацию за пропуск срока, ссылаясь на внутренний протокол приема, согласно которому он получил отчетность только 21 октября. Так какой из этих документов правильный: протокол или письмо?

Представленный налогоплательщиком документ, содержащий налоговую отчетность в электронном виде с ЭЦП, считается принятым налоговым органом с момента получения налогоплательщиком из налогового органа квитанции о приеме. Об этом говорится в пункте 155 Административного регламента, о котором я уже говорила. Данный документ подтверждает, что налогоплательщик исполнил свою обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган. В квитанции указывается:

  • дата и время, когда налоговая декларация представлена (указываются в соответствии с подтверждением даты отправки документа специализированного оператора);
  • дата поступления документа в налоговый орган;
  • дата приема и регистрационный номер декларации.

Положениями пункта 4 статьи 80 НК РФ установлено, что при передаче налоговой декларации (расчета) по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки. Кроме того, порядок представления налоговой декларации и соответствующих документов в электронном виде определяется Минфином России. Так, в письме от 01.08.2008 № 03-02-07/1-331 Минфин России указал, что в настоящее время применяется Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169. Согласно этому Порядку дата отправки налоговой декларации в электронном виде фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи.

Следовательно, датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по ТКС, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Таким образом, налоговая декларация считается представленной в налоговый орган, если налоговый орган направил налогоплательщику квитанцию о приеме, при этом датой представления декларации считается дата, зафиксированная в подтверждении, полученном от спецоператора.

Можно ли сдавать отчетность в электронном виде по ТКС в выходные дни?

Конечно, можно. Кроме того, при передаче отчетности по ТКС расширяются временные рамки ее представления. Ведь налогоплательщик может отправить ее до 24 часов последнего дня сдачи отчетности. Дата и время отправки фиксируется спецоператором.

Сбои при передаче отчетности и ответственность

Здравствуйте! Подскажите, что следует предпринять, если налоговая отчетность не дошла до налогового органа по техническим причинам?

Если отчет передан на сервер специализированного оператора связи, то потерять его он не должен. Его задача — гарантировать доставку отчетности в налоговый орган. В пока еще действующем приказе МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705 даны четкие определения таким понятиям, как специализированный оператор связи и подтверждение специализированного оператора связи. Согласно названному приказу подтверждение специализированного оператора связи — это электронный документ, формируемый спецоператором, в котором указана дата отправки налогоплательщиком налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде по ТКС. Тем самым оператор связи является гарантом представления отчетности по ТКС, если отчет действительно был передан в требуемые сроки. Спецоператор может заверить свое подтверждение, распечатанное на бумаге, своей печатью для представления его в налоговую инспекцию или для судебного разбирательства.

А если налогоплательщик направил налоговую декларацию (расчет) в электронном виде по ТКС и в течение суток с момента отправки не получил соответствующие подтверждения ни от спецоператора, ни от налогового органа?

Во-первых, не стоит ждать сутки. Если через два часа не пришло подтверждение, необходимо сразу обратиться к специализированному оператору связи для выяснения причины отсутствия подтверждения. При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов), для принятия решения при возникновении форс-мажорной ситуации создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Эта комиссия определяет причины неполадок, анализирует выявленное состояние направленной электронной декларации (расчета) и фиксирует его в акте. Затем она принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика о представлении налоговой декларации (расчета) в установленный срок. В решении также определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета).

Добрый день! Что грозит бухгалтеру организации, сдающему налоговую декларацию в последний день, если он не смог отправить электронный документ по ТКС из-за перегрузки сервера спецоператора или отсутствия доступа в Интернет и представил отчетность на бумаге?

Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Минфина России от 24.12.2007 № 03-01-13/9-269. Ответственность установлена:

  • статьей 119 НК РФ — за непредставление налоговой декларации в установленный срок в налоговый орган по месту учета налогоплательщика;
  • статьей 126 НК РФ — за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в том числе расчетов авансовых платежей.

Представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности по сдаче отчетности в налоговый орган.

Вместе с тем привлечение к ответственности налогоплательщика, подавшего налоговую декларацию (расчет) с нарушением требований, установленных статьей 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики, а также поэтапного характера введения обязанности о представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Можно ли налоговую декларацию в бумажном виде не подавать, а после устранения технических проблем отправить ее в электронном виде по ТКС с нарушением срока представления?

Как уже отмечалось, непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность согласно статье 119 НК РФ.

Обязан ли налоговый орган, отказавший в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком не по установленной форме на бумажном носителе, проставить на ней по просьбе налогоплательщика отметку об отказе в ее принятии и дату отказа?

Из пункта 2 статьи 32 НК РФ следует, что налоговый орган несет только обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Однако Налоговым кодексом и иными федеральными законами не предусмотрена обязанность налогового органа проставлять по просьбе налогоплательщика на поданной налогоплательщиком и не принятой налоговым органом декларации на бумажном носителе какие-либо отметки. Поэтому налоговый орган, отказавший в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком не по установленной форме на бумажном носителе, не обязан проставлять по просьбе налогоплательщика на ней соответствующую отметку и дату отказа.

В то же время согласно пункту 134 Административного регламента при наличии оснований для отказа в приеме отчетности должностное лицо налогового органа информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята. При этом причина указывается:

  • в устной форме, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя;
  • соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением (заказным письмом).

Каким образом решается вопрос о применении штрафных санкций в случае технической неисправности у оператора связи или налогового органа?

На основании пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса при передаче налоговой декларации по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная оператором связи. Поэтому в случае нарушения работы телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности налоговых органов датой представления отчетности будет признана дата отправки, указанная в подтверждении спецоператора.

Дублирование отчетности на бумаге

Должны ли налогоплательщики, сдавшие отчетность по ТКС, направлять в налоговую инспекцию эту же отчетность на бумаге?

Обязанность по представлению отчетности в случае ее передачи в электронном виде по ТКС считается исполненной после получения подтверждения даты отправки от специализированного оператора связи и квитанции о приеме из налоговой инспекции. При этом налоговую и бухгалтерскую отчетность, представленную по ТКС, повторно направлять в налоговую инспекцию в бумажном виде не требуется.

Возможно ли при переходе организации на сдачу отчетности в электронном виде по ТКС дублировать успешно отправленную отчетность на бумаге? Это необходимо в целях страхования от возможных претензий налогового органа по поводу факта представления отчетности и ее формата.

Да. По просьбе налогоплательщика (его представителя) должностное лицо налогового органа распечатывает налоговую декларацию (расчет), принятую в электронном виде по ТКС, и проставляет отметку о приеме налоговой декларации (расчета). Это установлено пунктом 158 Административного регламента.

Является ли документ в электронном виде аналогом бумажного? Можно ли будет ссылаться на него при разрешении, например, спорных вопросов?

Декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению как юридически значимые документы и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.

В системах бумажного документооборота юридическая сила документа обеспечивается подписью ответственного лица и печатью организации. Эти же элементы являются и критерием достоверности, которая определяется визуально при предъявлении подписанного документа с печатью.

Подтверждением юридической силы электронного документа является электронная цифровая подпись.

Преимущества сдачи отчетности по ТКС

Какие виды информационных услуг предоставляются налогоплательщику при сдаче отчетности в электронном виде по ТКС?

В настоящее время утвержден следующий перечень документов, выдаваемых налогоплательщику при предоставлении информационных услуг через Интернет и по каналам связи:

  • справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
  • выписка операций по расчету с бюджетом;
  • перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году;
  • акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.

Ошибки в отчетности

Сдав отчетность по ТКС, наша организация получила от налогового органа протокол входного контроля с информацией об ошибках. Что нам делать?

Следует исправить ошибки, информация о которых содержится в полученном протоколе по строке «Ошибка в файле», и повторить процедуру отправки отчетности по ТКС.

Считается ли, что отчетность сдана в установленный Налоговым кодексом срок, если налоговая декларация с ошибкой отправлена вовремя, а исправленная декларация высылается в адрес налогового органа после установленного срока сдачи налоговой отчетности?

Если в уведомлении об отказе (протоколе входного контроля) налоговый орган сообщает о том, что декларация представлена по недействующему формату и по неустановленной форме, то такая декларация считается непринятой. И если в дальнейшем налогоплательщик не успеет представить декларацию по действующей форме в установленный срок, то он может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ.

Если ошибки касаются заполнения декларации, представленной в действующем формате и по установленной форме, и имеется квитанция о приеме, то декларация считается принятой налоговым органом. При этом налогоплательщику необходимо в пятидневный срок представить уточненную налоговую декларацию, исправив выявленные ошибки.

Численность работников

Добрый день, Ирина Федоровна! На основании какой численности работников определяется обязанность налогоплательщика по сдаче налоговой отчетности по ТКС: среднесписочной или по количеству принятых работников?

На основании среднесписочной численности работников. В пункте 3 статьи 80 НК РФ сказано следующее. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

Обязательно ли подключение организации, зарегистрированной в г. Москве и имеющей обособленное подразделение численностью семь человек в другом городе, к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения?

Для определения наличия у налогоплательщика обязанности по сдаче налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС численность работников следует определять в целом по организации, включая численность работающих в ее филиалах и обособленных подразделениях.

Любое лицо, занимающееся коммерческой деятельностью, должно оплачивать налоги и, соответственно, подавать отчетность в соответствующие органы, подтверждая правомерность своих действий.

Сотрудники налоговых органов в свою очередь в качестве подтверждения получения такого документа должны в обязательном порядке передать представителям организации специальную квитанцию, подтверждающую факт приема и соблюдение ей своих обязанностей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но не все предприниматели знают о том, как выглядит бланк квитанции о приеме налоговой декларации и зачем он вообще нужен.

Виды налоговой отчетности

На сегодняшний день существует достаточно большое количество видов налогов, которыми облагаются современные предприниматели, но стоит перечислить несколько из них, которые встречаются чаще всего:

  • водный;
  • акцизный;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • вмененный;
  • сельскохозяйственный.

Декларации нужно подавать за налоговый и отчетный периоды в те сроки, которые предусмотрены нормами Налогового кодекса.

Кому сдавать документ

Заполненную декларацию нужно предоставить в ближайшую инстанцию, расположенную по месту жительства или ведения своей деятельности в зависимости от того, речь идет о физическом или юридическом лице.

Помимо этого, предусматривается возможность подачи документа:

  • в регионе, где работает один из филиалов, представительств или других подразделений организации, ведущих самостоятельную деятельность;
  • по месту расположения имущества, за которое оплачивается налог;
  • по адресу, который значится как место официальной регистрации предпринимателя или компании.

Налоговую декларацию можно предоставить сотрудникам уполномоченных органов путем личного посещения территориального отделения Федеральной налоговой службы, но при желании законодательство предусматривает возможность передачи полного пакета документов с помощью почты или интернета.

Стоит отметить, что в последнее время все больше и больше коммерческих деятелей пользуется последним способом, так как для его использования даже не обязательно выходить из дома, а крупные предприятия и вовсе не могут использовать ничего, кроме электронного документа, так как это требование закреплено за ними действующим законодательством.

Сроки отчетности

В соответствии с действующим законодательством игнорирование сроков предоставления отчетности влечет за собой наложение штрафа на компанию или предпринимателя, сумма которого будет непосредственно зависеть от времени, на которое предприниматель опоздал со сдачей.

Помимо этого, на практике часто встречаются такие ситуации, когда нарушение сроков становится основанием для того, чтобы провести внеочередную проверку в организации, но подобные действия уже происходят только при обнаружении систематических нарушений, поэтому большинство предпринимателей старается полностью соблюдать установленные сроки подачи деклараций.

Сами же сроки точно так же, как и общее количество и виды отчетности, непосредственно зависят от типа используемой предпринимателем системы налогообложения:

  • при общей системе налогообложения нужно сдавать каждый квартал декларацию по НДС и каждый год подавать отчетность по НДФЛ;
  • при упрощенной системе налогообложения все декларации сдаются один раз за весь год;
  • при использовании единого налога на вмененный доход декларацию нужно подавать каждый квартал.

Конкретные сроки, предусмотренные для каждого отдельного типа деклараций, устанавливаются нормами действующего Налогового кодекса и никоим образом не меняются уже на протяжении нескольких лет, поэтому зачастую у тех, кто работает в своей сфере на протяжении небольшого промежутка времени, уже не появляется вопросов о точных сроках, так как для этого вполне достаточно знать свою систему налогообложения.

Пошаговая процедура оформления

На сегодняшний день существует достаточно широкое разнообразие видов деклараций, оформляемых по разным налогам, но практически в любом случае их форма остается неизменной. Каждый такой документ включает в себя всего два элемента, неразрывно связанных между собой.

К титульному листу идут приложения, в которых перечисляются нужные данные обо всех объектах налогообложения, прибыли и затратах организации, а также общей сумме отчислений в бюджет государства.

Для оформления этого документа многие предпочитают воспользоваться специальным бланком, который можно:

  • получить непосредственно в территориальном органе налоговой инспекции абсолютно бесплатно;
  • найти в специализированном программном обеспечении, разработанном для ведения бухгалтерской отчетности в различных компаниях;
  • скачать из интернета, и потом распечатать с помощью стандартного принтера.

Аналогично можно будет найти также подробные образцы заполнения, с помощью которых можно будет исключить ошибки и удачно подать документацию уже с первой попытки.

Стоит отметить, что декларацию вовсе не обязательно оформлять от руки, и более того, можно использовать специальные бухгалтерские и офисные программы. Тем компаниям и частным лицам, которые решили выбрать подачу документа в режиме онлайн, предоставляется возможность заполнить его в личном кабинете, что делается на специальном интернет-ресурсе налоговой службы.

Если же руководитель не пользуется возможностями интернета, то в таком случае ему нужно обязательно распечатать этот документ и передать его в соответствующий орган, поставив личную подпись налогоплательщика.

Как нужно подавать документ

Самый простой вариант – лично отправиться в отделение инспекции и оформить там полный пакет документов. Для этого лучше заранее запастись свободным временем, так как всегда есть масса желающих сдать отчетность, и особенно это касается конца срока, отведенного для сдачи.

Законодательством также предусматривается возможность подачи отчетности через представителя, но в таком случае предприниматель должен будет оформить на него доверенность от своего имени с обязательным указанием полномочий.

Не менее распространенным вариантом является подача налоговой декларации через почту, и в таком случае от предпринимателя нужно будет подать экземпляр документа, приложив к нему соответствующую опись. При этом письмо должно быть обязательно с объявленной ценностью с указанием любой суммы. Однако, если предприниматель сдает сразу несколько деклараций, то в таком случае ему нужно будет отправить каждый из них отдельным конвертом, что может сделать процедуру довольно дорогой.

Как уже говорилось, самым простым и распространенным сегодня вариантом является подача деклараций через интернет, так как для этого нужно минимум времени и трудозатрат.

Стоит отметить, что по прогнозам большинства экспертов в ближайшее время этот способ отчетности должен стать обязательным для любых коммерческих налогоплательщиков, что было неоднократно подтверждено и представителями налоговых органов, которые заявляли об этом в своих планах.

Нужно ли отправлять квитанции о приеме налоговой декларации

В соответствии с действующим законодательством каждый налогоплательщик должен предоставить сотрудникам налогового органа квитанции о приеме документов, которая подается на протяжении шести дней с момента отправки их налоговым органом в электронной форме.

При этом стоит отметить, что полный перечень документов, по которым нужно отправлять налоговым органам квитанции, несколько шире, а формы их устанавливаются в соответствии с приказами Федеральной налоговой службы №ММ-3-06/338@ и №ММ-3-06/106@, которые были приняты 31 мая и 6 марта 2007 года соответственно.

Помимо этого, отправка этих бумаг должна осуществляться в полном соответствии со специальными правилами ведения документооборота, которыми регламентируется состав этого письма, а также порядок обмена документами между оператором, абонентом и налоговым органом, и в частности, это касается обязательного наличия в письме специального XML-файла с наименованием, начинающимся на «ON_INFSOOB».

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

210. Электронный документооборот при представлении заявителем налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС осуществляется, если заявитель взаимодействует с инспекцией ФНС России в электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота, с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в инспекции ФНС России.

211. В процессе электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС также используются технологические электронные документы, указанные в пункте 148 настоящего Административного регламента, и извещение о вводе, уведомление об уточнении.

Извещение о получении электронного документа формируется на каждый полученный по ТКС следующий электронный документ: налоговую декларацию (расчет), подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о вводе, уведомление об уточнении.

212. При осуществлении электронного документооборота обеспечивается хранение всех отправленных и принятых электронных документов по ТКС, в том числе технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа), с усиленными квалифицированными электронными подписями и квалифицированными сертификатами, применявшихся для формирования указанных подписей.

213. При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

(см. текст в предыдущей редакции)

214. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

215. При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю.

216. Датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(см. текст в предыдущей редакции)

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о приеме.

217. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) в электронной форме с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).

218. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение 2 рабочих дней со дня направления квитанции о приеме заявителю направляет ему извещение о вводе или уведомление об уточнении с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(см. текст в предыдущей редакции)

219. По просьбе заявителя налоговая декларация (расчет), принятая в электронной форме по ТКС, распечатывается и проставляется отметка о приеме налоговой декларации (расчета).

220. При получении от заявителя, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС, которая должна направляться для дальнейшей обработки в иные инспекции ФНС России по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в инспекции ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, осуществляет действия в соответствии с

Отправлена по ТКС декларация по НДС в налоговый орган, есть квитанция о подтверждении даты отправки,а также квитанция о получении налоговым органом декларации. До сих пор не пришла квитанция о вводе декларации, в течение какого срока налоговый орган обязан прислать эту квитанцию, можно ссылку на нормативный документ?

Извещение о получении налоговым органом декларации говорит о том, что отчет прошел техническую проверку. Далее в течение четырех часов инспекция должна провести первичный контроль содержимого, а в течение четырех часов после окончания первичного контроля - выполнить окончательный контроль налоговой отчетности. Результатом этого этапа будет отправка вам квитанции о приеме отчетности.

Не позднее следующего рабочего дня после завершения окончательного контроля инспекция должна прислать вам извещение о вводе (если ошибок в отчетности не обнаружится). Данный порядок установлен Методическими рекомендациями, утвержденными .

Как сдать налоговую отчетность через спецоператора

Процедура сдачи электронной отчетности в налоговую инспекцию через спецоператора состоит из нескольких этапов:

  • получение подтверждения даты отправки от спецоператора;
  • технический контроль
  • первичный контроль отчетности в налоговой инспекции;
  • окончательный контроль отчетности в налоговой инспекции;
  • внесение отчета в базу данных налоговой инспекции.

Отправленная в инспекцию налоговая отчетность проходит три этапа контроля.

На первом этапе контроля налоговая инспекция в течение четырех часов с момента получения отчетности проводит техническую проверку (п. 2.5 приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398). В частности, проверяется соблюдение форматов файлов и имя отправителя по критериям, установленным пунктами и раздела I приложения 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398 .

По результатам проверки налоговая инспекция отправит:

  • извещение о получении;

Извещение о получении из налоговой инспекции означает, что отчетность прошла первый этап контроля.

Сообщение об ошибке означает, что при подготовке или пересылке отчетности произошли технические ошибки. Это сообщение инспекция отправляет в открытом (незашифрованном) виде. В таком случае, руководствуясь сообщением, исправьте файл и отправьте его заново.

Первичный контроль

На втором этапе налоговая инспекция проводит первичный контроль содержимого, а именно проверку:

  • реквизитов организации (представителя);
  • подлинности электронной подписи;
  • присланных файлов – имя, структуру, формат, налоговый период и т. д.

Порядок проверки определен пунктами 3–5 раздела I приложения 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398 .

Этот контроль должен занимать не более четырех часов с момента окончания предыдущего этапа технического контроля (п. 2.8 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398).

Если по результатам этой проверки инспекция выявила ошибки, она пришлет уведомление об отказе в приеме отчетности с указанием причин.

В этом случае уточните реквизиты декларации с отчетностью и отправьте файл заново. Если такое уведомление не поступило, значит, этап первичного контроля успешно пройден.

Окончательный контроль

На третьем этапе проверки налоговая инспекция в течение четырех часов после окончания первичного контроля выполняет окончательный контроль налоговой отчетности (п. 2.11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 31 июля 2014 г. № ММВ-7-6/398).

По результатам проверки инспекция отправит в ответ:

  • уведомление об отказе в приеме отчетности с указанием причин отказа.

Если инспекция прислала уведомление об отказе в приеме, нужно проанализировать причины отказа, переделать декларацию и сдать ее заново. Основания для отказа в приеме налоговых деклараций перечислены в пункте 28 Административного регламента, утвержденного