Будет ли повышение мрот в январе. От повышения мрот проиграли обычные россияне. Что такое мрот и прожиточный минимум

Минимальный размер оплаты труда в России с 1 мая 2018 года увеличится до уровня прожиточного минимума и составит 11 163 рубля вместо сегодняшних – 9 489 рублей. Ожидается, что вместе с МРОТ вырастут и зарплаты российских бюджетников. Новый закон о повышении минимальной зарплаты по поручению Президента России Владимира Путина разработали чиновники Министерства труда. Государственная дума РФ приняла его в первом чтении 7 декабря, во втором чтении – 15 февраля и в третьем чтении – 16 февраля 2018 года.

Расскажем подробнее, что представляет из себя закон о повышении МРОТ с 1 мая 2018 года в России. Официальный текст документа также опубликован в статье вместе с фрагментами пояснительной записки.

Последние новости

С инициативой уравнять минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум в конце 2017 года выступил Президент РФ Владимир Путин. По его поручению был разработан и принят , в соответствии с которым с 2018 года МРОТ вырос на 21,7% и составил 9 489 рублей. Это 85% от прожиточного минимума трудоспособного населения. Уравнять эти два показателя планировалось с 2019 года, однако улучшение экономических показателей позволило форсировать события.

«У нас позитивная динамика российской экономики сохраняется – у нас и меньше, чем мы ожидали, дефицит бюджета, у нас растут золотовалютные резервы. То есть, экономика России на подъеме, и этот тренд сохраняется. У нас есть возможность с 1 мая текущего года уравнять МРОТ и прожиточный минимум, мы это сделаем» , – заявил Владимир Путин .

Ожидается, что принятие закона об увеличении МРОТ с 1 мая 2018 года в России положительно скажется на самых слабозащищенных слоях трудящегося населения:

  • бюджетниках;
  • работающих пенсионерах;
  • сотрудниках предприятий малого бизнеса.

Их зарплаты вырастут вместе с «минималкой». Повышение МРОТ, по предварительным расчетам, коснется 3-4 млн работников, которые сейчас фактически живут за чертой бедности.

«Принятие Законопроекта позволит повысить МРОТ до 100% прожиточного минимума трудоспособного населения уже в 2018 году (с 1 мая). Повышение МРОТ будет способствовать улучшению качества рабочих мест, увеличению платежеспособного спроса населения на товары и услуги. На основе данных обследования Росстата за апрель 2017 года, по оценке Минтруда России, численность работников с заработной платой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации составляет 4 млн человек, из них 1,6 млн человек в бюджетной сфере. С учетом повышения МРОТ в соответствии с Законом № 421 реализация Законопроекта с 1 мая 2018 года затронет 3 млн человек, из которых 1,6 млн. занято в государственных и муниципальных учреждениях» , – говорится в пояснительной записке к законопроекту .

С 1 мая 2018 года, когда МРОТ будет повышен в соответствии с обновленным ФЗ ‎«О минимальном размере оплаты труда», платить заработную плату ниже «минималки» будет нельзя – это будет нарушением норм трудового законодательства. Работник с такой зарплатой сможет пожаловаться на работодателя в Государственную инспекцию труда, прокуратуру и суд. И правда будет на его стороне. Так как большинство «работающих бедняков» – это бюджетники в регионах со слабым экономическим развитием, уже официально объявлено, что софинансировать индексацию их зарплат будет федеральный центр. Экономический эффект от таких бюджетных трат должен покрыть расходы на повышение зарплат.

Федеральный закон ‎«О минимальном размере оплаты труда» и ТК РФ

В соответствии со ст.133 ТК РФ МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Однако долгие годы эта норма трудового законодательства не исполнялась, а повышение «минималки» откладывалось из-за нехватки бюджетных средств. После принятия федерального закона о повышении МРОТ с 1 мая 2018 года фактическое положение дел будет приведено в соответствие с законом.

В дальнейшем МРОТ всегда будет равен величине прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. В случае снижения стоимости потребительской корзины и минимального набора услуг, от которого зависит величина прожиточного минимума, МРОТ останется на прежнем уровне. Снижение размера минимального размера оплаты труда новым законом не предусмотрено.

Официальный текст закона о МРОТ с 1 мая

Федеральный закон
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона
‎«О минимальном размере оплаты труда»

Статья 1
Внести в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2002, №18, ст. 1722; 2003, №40, ст. 3818; 2005, №1, ст. 24; 2007, №17, ст. 1930; 2008, №26, ст. 3010; 2011, №23, ст. 3246; 2012, №50, ст. 6955; 2013, №49, ст. 6337; 2014, №49, ст. 6917; 2015, №51, ст. 7247; 2016, № 23, ст. 3288; № 52, ст. 7509; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 декабря 2017 года, № 0001201712290015) изменение, изложив часть первую в следующей редакции: «Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11163 рубля в месяц.».

С 1 января 2018 года произойдет существенное повышение МРОТ, что положительно отразится на социальной защищенности населения. В скором будущем минимальная оплата труда сравняется с прожиточным минимумом, подчеркивают в правительстве. Однако эксперты отмечают негативные последствия для предпринимателей, которые будут вынуждены увеличить свои налоговые отчисления.

В следующем году показатель МРОТ достигнет 85% прожиточного минимума, подчеркивают в правительстве. Минимальная оплата труда будет увеличена на 21,7% и приблизится к отметке 9,5 тыс. руб. Данная мера позволит повысить благосостояние наименее обеспеченных категорий граждан. При этом федеральный бюджет не понесет значительных потерь.

Согласно оценкам представителей Минтруда, затраты государственной казны на повышение МРОТ в 2018 году составят 25 млрд руб. Значительно больше потратят региональные бюджеты – около 56 млрд руб. Кроме того, представители бизнеса будут вынуждены увеличить свои расходы на 44 млрд руб.

Намерение чиновников пересмотреть «минималку» в следующем году связано с приближающимися выборами, считают эксперты. Данная инициатива не приведет к существенному снижению уровня бедности, подчеркивает профессор МГУ Наталья Зубаревич. При этом региональные бюджеты и малый бизнес ожидают новые испытания.

Непростое повышение

Российская экономика продолжает восстанавливаться после кризиса, что положительно отражается на бюджетных поступлениях. Кроме того, рост нефтяных котировок позволяет снизить уровень дефицита бюджета. В результате правительство не будет испытывать проблем с финансированием повышения МРОТ. Однако последние новости подтверждают ухудшение финансового положения регионов, которые могут не потянуть дополнительные расходы.

Согласно оценкам экспертов, более трети регионов могут столкнуться с дефолтом в следующем году, если правительство не увеличит финансирование из федерального бюджета. Увеличение нагрузки на бюджеты регионов станет новым испытанием для местных властей. Кроме того, с негативными последствиями столкнутся предприниматели.

Несмотря на частичное сокращение глубины бедности, в целом проблема малообеспеченных останется нерешенной. При этом бизнес будет вынужден увеличить свои налоговые отчисления, что негативно отразится на темпах экономического роста. В том числе повышение МРОТ может привести к увеличению доли теневой экономики.

В качестве компенсатора чиновники предлагают зафиксировать взносы ИП за себя, размер которых определяется на основании минимальной оплаты труда. Данная мера позволит смягчить эффект от повышения МРОТ с 01 января 2018 года.

В следующем году у регионов останется право самостоятельно устанавливать МРОТ, который превышает федеральный уровень. При этом местные власти будут учитывать существующие финансовые возможности.

Региональные особенности

В следующем году регионы смогут использовать дифференцированный подход при определении уровня МРОТ. При этом будут учитываться сфера и характер деятельности. Кроме того, местные власти могут учитывать региональную специфику, применяя поправочные коэффициенты для отельных территорий. Однако отсутствие финансовых ресурсов помешает некоторым регионам использовать повышающие коэффициенты при определении уровня МРОТ.

Лидерство по уровню МРОТ в 2018 году останется за Москвой. Минимальная оплата труда в столице в текущем году составляет 17651 руб. В следующем году столичные чиновники смогут повысить данный показатель до рубежа 20 тыс. руб. Учитывая развитие экономической ситуации, эксперты подготовили прогноз МРОТ наиболее густонаселенным регионов РФ:

Повышение уровня МРОТ до прожиточного минимума является положительной тенденцией. Однако правительству необходимо использовать комплексный подход для решения проблемы бедности.

Затянувшаяся борьба с бедностью

Правительство постепенно сокращает разрыв между прожиточным минимумом и МРОТ, что стало возможным благодаря увеличению бюджетных поступлений. Уже в 2019 году данные показатели уравняются, подчеркивают чиновники, после чего повышение МРОТ будет осуществляться в рамках фактического уровня инфляции. Однако эффект от данной тенденции остается ограниченным.

Открытым остается вопрос, смогут ли предприниматели выдержать темпы, которыми будет повышаться МРОТ в 2018 году. Действующая модель экономического роста ограничивает рост оплаты труда, отмечают эксперты. Основой устойчивого повышения благосостояния должно стать развитие обрабатывающей промышленности, которая будет производить продукты с высокой добавочной стоимостью. Это позволит создавать высокооплачиваемые рабочие места, что приведет к повышению средней зарплаты.

Правительство должно создать условия для наращивания инвестиций в производство, что станет существенным фактором повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Также многое будет зависеть от стоимости кредитных ресурсов, которые могут стать новым драйвером роста.

Одной из проблем российской экономики остается ограниченная конкуренция. Государственные компании занимают доминирующее положение во многих секторах экономики, что приводит к снижению продуктивности. Без активного развития частного бизнеса отечественная экономика продолжит наращивать отставание от мировых темпов роста.

Новое увеличение МРОТ в 2018 году в России не станет проблемой для бюджета при стабильных ценах на нефть. Однако отечественный бюджет остается уязвимым перед новыми колебаниями нефтяного рынка. В результате дальнейшее повышение минимальной оплаты труда остается под угрозой.

Стоимость нефти в следующем году сохранит значительный уровень волатильности. Пессимистичный сценарий допускает падение цен до 40 долл./барр., что существенно ограничит финансовые возможности правительства. Снижение поступлений от экспорта нефти приведет к увеличению дефицита бюджета. В том числе правительство будет вынуждено сократить поддержку регионов, которые несут основное финансовое бремя при повышении минимальной оплаты труда.

Власти планируют ускорить темпы повышения МРОТ в следующем году, намереваясь приравнять данный показатель к прожиточному минимуму. В 2018 году минимальная зарплата достигнет 9,5 тыс. руб. При этом регионы сохранят за собой право использовать повышающие коэффициенты.

Основная нагрузка от повышения МРОТ ляжет на региональные бюджеты и представителей бизнеса. Правительство намерено изменить принцип расчета суммы взносов предпринимателей, что поможет смягчить эффект от перехода на новый МРОТ.

Правительство не сможет решить проблему достойной оплаты труда без структурных преобразований, считают эксперты. Чиновникам необходимо заложить основу новой экономической модели.

Смотрите видео , где Путин высказывается о необходимости повышения МРОТ:

Так проблему бедности не решить

Инициативы об ускоренном уравнивании минимального размера оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом стали преподноситься властями чуть ли не в качестве главного достижения их социальной политики. Вот, должны сделать вывод люди, это и есть реальная забота о том, как живет народ. Вот оно, свидетельство достижений неустанного внимания властей к уровню жизни трудящихся.

Что же, мера и вправду, казалось бы, замечательная. Неужели могут быть какие-либо сомнения? Могут, и у меня они есть.

Но сначала о том, почему вдруг на самом верху озаботились решением задачи повышения МРОТ. Первая причина, что называется, на поверхности: приближающиеся президентские выборы. Напомню, что закон о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума был принят в конце минувшего, 2017 года: сначала с 1 января 2018 года прежний МРОТ (7800 рублей в месяц) подняли до 9489 рублей в месяц, что составило 85% от прожиточного минимума; а с 1 января 2019 года МРОТ и прожиточный минимум должны были сравняться. Однако уже в текущем январе властями было принято другое решение: не дожидаясь 1 января 2019 года, приравнять МРОТ к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года, в результате чего минимальный размер оплаты труда должен достигнуть 11 163 рублей в месяц (величины прожиточного минимума во II квартале 2017 года).

Многие, наверное, не без оснований скажут: ну и пусть все эти решения связаны с выборами, лишь бы народ от этого выиграл. Но не только президентские выборы в марте 2018 года подтолкнули власти к такому решению. Была еще одна важная причина. Прошедший 2017-й был четвертым годом подряд, когда официальная статистика фиксировала падение реальных располагаемых денежных доходов населения. Представляете: с 2014-го по 2017-й уровень жизни населения непрерывно снижается: суммарно за эти годы реальные доходы упали примерно на 11%. То есть уж и кризис, как говорят власти, давно прошел, и экономика «набирает обороты», а уровень жизни людей падает. Спрашивается: кому и зачем нужен такой декларируемый экономический рост, если реальные доходы населения падают? Мне, например, это совсем непонятно, потому что убежден: экономический подъем без роста доходов населения не нужен.

Что же властям делать с этими «ножницами»: экономика вроде как растет, а население беднеет? Вот и решение: повысим МРОТ до прожиточного минимума, а потом еще ускоренно повысим… И никто не будет так уж сильно обращать внимание на падение реальных доходов населения. Но если в пропагандистском плане задача и вправду, похоже, решается, то содержательно, по существу - вряд ли.

Кстати, первое доказательство обоснованности таких сомнений состоит в том, что ведь и раньше МРОТ повышался, а реальные располагаемые денежные доходы населения все равно падали. К примеру, с 1 июля 2016 года МРОТ был повышен до 7500 рублей в месяц, а с 1 июля 2017 года - до 7800 рублей в месяц. Но снижение доходов это не остановило.

История вопроса, безусловно, важна, но не менее важен анализ того, к чему приведут нынешние решения. Итак, с 1 мая 2018 года МРОТ будет составлять не 9489 рублей в месяц, а 11 163 рубля в месяц, то есть на 1674 рубля больше. Означает ли это, что у 4 млн человек, которые, по оценке властей, сегодня получают минималку, зарплаты увеличатся именно на эту величину? Нет, совсем нет!

И раньше, и сейчас многие работники, которые официально получают минималку, на деле имеют больше. Делается это по простой причине. Официально устанавливая своим сотрудникам минимальные оклады (реально при этом выплачивая гораздо больше «в конвертах»), работодатели экономят на социальных платежах, составляющих 30% от фонда оплаты труда.

То есть здесь арифметика простая. Есть у работодателя, условно говоря, 20 тыс. рублей в месяц на каждого работника (вместе с социальными платежами и с подоходным налогом). Одно дело, если он эти выплаты будет производить с официальных 9489 рублей в месяц, и другое дело, если это будут выплаты уже с 11 163 рублей в месяц, а остальное будет доплачивать «в конверте». Но у работодателей нет этих дополнительных денег, и они просто вынуждены будут «в конвертах» доплачивать меньше, вот и все.

Возможен, конечно, идеальный вариант: работодатель изыщет необходимые средства и на повышение минималки, и на выплату социальных платежей, а также фактически подоходного налога. Однако при оценке подобных перспектив мы должны учитывать нынешнее финансовое состояние отечественных компаний, а оно в 2017 году оказалось заметно хуже по сравнению с 2016-м: сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) российских компаний за январь–октябрь прошлого года был, по данным Росстата, на 5,3% меньше по сравнению с соответствующим показателем за тот же период позапрошлого года. Добавим к этому и тот факт, что осенью 2017 года до рекордного уровня, начиная с кризиса 2009 года, выросло число банкротств в российской экономике.

Мы просто обязаны при принятии решений, затрагивающих финансовые интересы предприятий, учитывать подобные данные, а не просто исходить из весьма спорных утверждений о том, что кризис закончился и начался экономический рост.

Так вот, если опираться на цифры, а не на слова, становится понятно, что вероятность разного рода идеальных вариантов явно невелика. Зато вполне просматриваются другие варианты для работодателя, кроме как урезание зарплаты работникам: сокращение персонала, перевод на 0,5 ставки или еще больший увод бизнеса в тень.

Таким образом, получается, что государство от всей этой акции по уравниванию минималки и прожиточного минимума с 1 мая 2018 года однозначно выигрывает, получая дополнительные налоги; работодатель, скорее всего, остается при своих; а работники рискуют проиграть, потому что из-за выросших налогов на руки они будут получать меньше или их переведут на неполную ставку, а то и вовсе сократят. Статистически это немного улучшит ситуацию с динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения, но фактически положение вещей для многих работников станет еще хуже.

Впрочем, на утверждение о том, что государство от всей этой акции однозначно выигрывает, мне могут резонно возразить, что на повышение зарплаты работников бюджетной сферы потребуются деньги - и они, конечно же, найдутся. То есть государству придется дополнительно раскошелиться. Это так, доказательством чему являются и цифры из финансово-экономического обоснования к федеральному закону, которым уже с 1 января 2018 года был повышен МРОТ до 9489 рублей в месяц: суммарные расходы на повышение зарплат работников бюджетной сферы в 2018 году составят 26,2 млрд рублей, причем треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц. Но мы также должны учесть, что и частный сектор (в той части, в какой его это коснется) также будет платить больше и страховых социальных платежей, и подоходного налога. В результате возврат государству суммарно составит примерно 35 млрд рублей. Нетрудно подсчитать, что государство действительно получит больше, чем потратит, и для повышения МРОТ с 1 мая 2018 года подобное утверждение также справедливо в полной мере.

Какие еще могут быть возражения против сказанного выше? Ну, к примеру, такие: у нас действительно есть миллионы людей, которые реально до 1 января 2018 года получали 7800 рублей в месяц, а с Нового года стали получать 9489 рублей в месяц - без всяких дополнительных «конвертов». Напомню, что речь идет о месячной заработной плате работника, полностью отработавшего норму рабочего времени в рамках своих должностных обязанностей. То есть это не полставки, не четверть ставки, и речь не идет только о «голой» ставке оклада.

Конечно, работники, реально получающие одну лишь минималку, в России есть, и они выиграют. Но таковых не так уж много - вряд ли счет их идет на миллионы, как фиксирует официальная статистика.

Так что же, МРОТ вообще не надо подтягивать до уровня прожиточного минимума? Надо, конечно. Но требуется просчитывать реальные последствия для работников, ради которых все это вроде как и делается.

Кстати, в рамках этой большой проблемы есть интересный отдельный вопрос: как корректно рассчитывать прожиточный минимум. А то 11 163 рубля в месяц - это, конечно, «мощный» минимум. Так и хочется сказать тем, кто его устанавливает: попробуйте сами пожить месяц на такие деньги...

Напомню, что задача преодоления бедности в стране была поставлена в президентском Послании Федеральному собранию еще в мае 2003 года, то есть 15(!) лет назад. И она до сих пор не решена: в стране, по официальной статистике, около 20 млн человек сегодня живут ниже черты бедности. Интересно, что в том же президентском Послании помимо задачи преодоления бедности в числе важнейших были также названы: увеличение валового внутреннего продукта в два раза и модернизация Вооруженных сил. Удвоение ВВП к 2010 году тоже благополучно провалили. Получается, что из трех важнейших задач две точно не решены.

Повышение МРОТ до прожиточного минимума - правильная в принципе мера - вряд ли сильно поможет решению задачи преодоления бедности, потому что по-прежнему отсутствует требуемая системность, а последствия принятого решения не просчитаны.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

С 1 июля 2017 г. уровень минимальной оплаты труда российских граждан был повышен на 4% и составил 7800 руб. Правительство всеми силами старается выровнять МРОТ на уровень прожиточного минимума, который, к слову, сегодня составляет 11219 руб. Но пока эта задача не достигнута, россиян продолжает волновать вопрос о том, что будет с МРОТ с 1 января 2018 года.

Перспективы МРОТ в 2018 году

Все слои населения, чьи доходы в той или иной степени зависят от официально установленного МРОТ, тщательно следят за любой информацией – планируется ли повышение МРОТ в 2018 году, на сколько или до какого уровня, в какой временной период и т.п. Для них это жизненно важно, ведь размер минимальной оплаты труда непосредственно влияет:

  • на страховые отчисления в Пенсионный Фонд России, что, как следствие, влечет увеличение будущих пенсионных выплат;
  • на оклады госслужащих, работников медицинской, образовательной сферы и прочих государственных учреждений;
  • на социальное обеспечение работающих граждан.

Повышению минимальной оплаты труда быть – об этом заявил в своем недавнем выступлении премьер-министр Д.А. Медведев. Если же говорить точнее, то Правительство планирует решить проблему несоответствия МРОТ и прожиточного минимума в течение грядущих двух лет: 2018 и 2019. Конечно, это потребует дополнительных затрат бюджета (последнее повышение в размере 300 руб. повлекло бюджетные расходы в сумме 6,74 млрд. руб.), но, как считает премьер-министр, это вполне посильная для государства задача.

Планы по поэтапному повышению МРОТ подтверждают и представители Комитета по труду Государственной думы, которые полагают, что к разработке законодательных инициатив по рассматриваемому вопросу необходимо также привлечь профсоюзы. Тем более нынешняя ситуация противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации, который гласит, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума.

Уровень МРОТ 2018-2019

Уже обнародована информация каким будет МРОТ в 2018 году – запланированный средний уровень составляет 12302,00 руб. В 2019 году – 12783,00 руб. Таким образом, в перспективе в 2018 году должен произойти значительный рост минимальной оплаты труда.

Следует обратить внимание на «усреднение» сумм. Дело в том, что нельзя забывать, что на необъятных просторах России уровень МРОТ разнится в зависимости от региона. Так, в Москве и Московской области, а также районах Крайнего Севера минимальна оплата труда значительно превышает среднюю ставку и составляет 18 и 19 тыс. руб. соответственно. В то же время, например, в Республике Крым МРОТ не превышает 6 тыс. руб.

Кому важны последние новости про МРОТ в 2018 году

Среди тех, на ком в первую очередь отразится повышение минимальной оплаты труда, обычные работающие граждане, госслужащие, работники бюджетной сферы и получатели социальных выплат. Рост уровня МРОТ непосредственным образом влияет на размер должностных окладов, а, следовательно, и на оплату отпусков, больничных, декретных, размер различных социальных пособий и т.п.

Повышение уровня минимальной оплаты труда положительно скажется на средней заработной плате. Это связано, в частности, с тем, что бизнес-сообществу придется платить своим сотрудникам большую заработную плату, основная часть которой выплачивается «в конвертах». Для сотрудников это определенный плюс – размер заработной платы непосредственным образом влияет на различные социальные выплаты, в том числе и будущие пенсии.

Но есть в этой ситуации и обратная сторона медали. Частный бизнес остро реагирует на любые вынужденные траты и естественно ищет любые возможности их компенсировать. К тому же предприниматели не менее чутко воспринимают повышение доходов населения. В итоге вполне вероятным разрешением этой ситуации может стать повышение цен на товары и услуги.

Какой МРОТ в Московской области с 1 января 2018 года? Изменялся ли подмосковный МРОТ? Повышался ли размер МРОТ? Правда ли, что ниже МРОТ с 1 января 2018 года в МО в качестве зарплаты платить нельзя? Ответим на вопросы.

Подмосковный МРОТ (цифры)

МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ). Каким стал размер нового МРОТ в Московской области с 1 января 2018 года?

Минимальный размер оплаты труда в Московской области установлен еще с 01.12.2016 в размере 13 750 рублей (п. 1 Соглашения о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области, заключено 30.11.2016 № 118).

С 1 января 2018 года МРОТ в Московской области никак не изменился и не повысился. Он остался в сумме 13 750 рублей.

Бюджетники Московской области руководствуются федеральным МРОТ (с 1 января 2018 года - 9489 руб.).

Сума 13 750 р. для коммерческого сектора является гарантией того, что любой работник, даже не обладающий никакой квалификацией, вправе рассчитывать на получение зарплаты в такой сумме. При этом предполагается, что работник полностью отработал месяц и выполнил производственный план.

Как менялся МРОТ в Московской области до 2018 года

МРОТ, согласно ст. 133 ТК РФ, должен быть не менее прожиточного минимума, этот параметр постоянно повышался с тем, чтобы хоть как-то компенсировать рост стоимости потребительской корзины. Приведем таблицу, в которой отражается динамика повышения МРОТ в Московской области по годам (вплоть до 2018 года).

Таблица: МРОТ по годам в Московской области

Дата Значение, руб.
с 01.01.2018 13750 (базовое значение)

9489 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

с 01.07.2017 13750 (базовое значение)

7800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

с 01.12.2016 13750 (базовое значение)
с 01.07.2016 12500 (базовое значение)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

с 01.01.2016 12500 (базовое значение)

6204 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

с 01.11.2015 12500 (базовое значение)
с 01.01.2015 12000 (базовое значение)

5965 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

с 01.05.2014 12000 (базовое значение)
с 01.01.2014 11000 (базовое значение)

5554 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Выше в таблице приведены значения МРОТв Московской области на 2014, 2015, 2016, 2017 и 2018 годы. Данные значения МРОТ применяются в городах: Апрелевка, Балашиха, Бронницы, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Голицыно, Дзержинский, Дмитров, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Егорьевск, Железнодорожный, Жуковский, Ивантеевка, Истра, Кашира, Климовск, Клин, Коломна, Королёв, Котельники, Красноармейск, Красногорск, Краснозаводск, Лобня, Лосино-Петровский, Луховицы, Лыткарино, Люберцы, Можайск, Мытищи, Наро-Фоминск, Ногинск, Одинцово, Озёры, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Подольск, Пушкино, Пущино, Раменское, Реутов, Сергиев Посад, Серпухов, Солнечногорск, Ступино, Троицк, Фрязино, Химки, Черноголовка, Чехов, Шатура, Щербинка, Щёлково, Электрогорск, Электросталь, Яхрома и других населенных пунктах Московской области.

Подмосковный и федеральный МРОТ с 1 января 2018 года

С 1 января 2018 года федеральный МРОТ составляет 9489 рубля. См. « ». Однако «минималка» Московской области больше федеральной. Ведь регионы вправе устанавливать свой МРОТ, но не меньше общефедерального (ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).

Минимальный размер заработной платы в Московской области напрямую зависит от прожиточного минимума для трудоспособного населения, проживающего в этом регионе. Поэтому такая сумма и продолжает действовать с 1 января 2018 года:

* Размер минимальной зарплаты включает доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, кроме выплат в соответствии со статьями 147, 151–154 ТК.

Как соотносить федеральный и подмосковный МРОТ в 2018 году

Работодатели Московской области (организации и ИП) должны установить зарплату не меньше подмосконого МРОТ (13 750 р.), только если они присоединились к московскому региональному соглашению. Автоматически присоединяются к нему те работодатели, которые в течение 30 календарных дней после публикации соглашения не направили в орган по труду субъекта РФ письменный мотивированный отказ присоединиться. Если такой отказ был отправлен, то зарплату в Московской области с 1 января 2018 года можно сравнивать с федеральным МРОТ (9489 р). Если отказа не было, то с 1 января 2018 года опирайтесь на МРОТ Московской области – 13 750 р.

МРОТ Московской области, применяемый с 1 января 2018 года, уже включает тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат:

  • за работу во вредной вреде и опасных условиях;
  • совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы;
  • ночную и сверхурочную работу, труд в выходные и праздники.

Иными словами, за сверхурочную работу, нужно платить сверх подмосковного МРОТ.

С МРОТ сравнивайте общую сумму выплаты за месяц до того, как удержите НДФЛ. То есть на руки человек может получить и меньше минимальной оплаты.

Включайте в МРОТ все премии и вознаграждения, входящие в систему оплаты труда. Исключение – районные коэффициенты и надбавки, их начисляйте сверх минимальной оплаты.

Возможные штрафы для работодателей Московской области

За зарплату ниже МРОТ без надлежащего обоснования вменяют штрафы. Компании, если нарушение первое, грозит штраф от 30 000 – до 50 000 руб. Если нарушение повторное – от 50 000 до 70 000 руб. Для должностного лица санкции соответственно: штраф от 1000 до 5000 руб. и от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. В отношении предпринимателя действуют те же нормы, что и для должностного лица, только к ИП не может быть применена дисквалификация (п. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Когда МРОТ Московской области применять не нужно

Пособия

Для расчета социальных пособий берите федеральный МРОТ, а не региональный. Напомним, «минимальные» соцпособия получают сотрудники с заработком ниже МРОТ или небольшим стажем (до 6 месяцев) (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Отпускные

Федеральный, а не региональный МРОТ следует учитывать и при расчете отпускных. Среднемесячный размер заработка, рассчитанный для начисления отпускных, не может быть ниже МРОТ (п.18 Положения, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2007 № 922). Поэтому нужно сравнивать результат расчета с данным показателем. И если сравнение не в пользу работодателя, придется сделать доплату до федерального МРОТ.

Страховые взносы ИП «за себя»

Страховые взносы ИП «за себя» за 2017 год также определяются исходя из федерального МРОТ. При этом брать нужно значение, установленное на начало года (7500 руб.). Однако: с 2018 года взносы ИП «за себя» больше не привязаны к МРОТ. В Налоговом кодексе – в пункте 1 статьи 430 – теперь прописаны твердые суммы, которые должны будут платить все бизнесмены поголовно в течение года. И эти твердые платежи не зависят от суммы доходов. И неважно, сработал коммерсант в прибыль или в убыток. По общему правилу такие взносы в бюджет ФНС придется уплатить всем ИП. См. “ “.