В период ускоряющейся. Изучаем фундаментальный анализ. Инфляция и процентная ставка

1 Инфляция: определение, измерение, формы, причины и механизм.

2 Виды инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения

3 Инфляция и безработица. Виды безработицы. Закон Оукена, кривая Филлипса

4 Особенности инфляционных процессов и социально-экономические последствия в России

5 Экономическая политика в условиях инфляции и безработицы. Антиинфляционная политика и ее реализация в России

Активные формы проведения занятий

A) Сообщения: «Понятие инфляции, ее сущность, измерение и особенности. Виды инфляции».

Сообщение должно уточняться с помощью вопросов студентов. Результат обсуждения: самостоятельное определение понятия инфляции и ее видов, их сравнение и характеристика.

Б) Коллективная беседа: «Причины безработицы в России. Пути выхода из создавшейся ситуации на примере Краснодарского края».

Анализ состояния безработицы в Краснодарском крае, ее особенности и пути устранения.

B) Коллективное решение и обсуждение следующей задачи:

Задача.

За последние 10 лет инфляция в России составила 10000%. Рассчитать, во сколько раз увеличились цены?

Самостоятельная работа

Целью самостоятельной работы является эффективная подготовка к занятию по данной теме.

Для этого необходимо изучить основные экономические понятия:

инфляция, подавленная инфляция, открытая инфляция, ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, стагфляция, инфляция спроса, инфляция издержек, индекс цен, безработица, фрикционная безработица, структурная безработица, сезонная безработица, циклическая безработица, скрытая безработица, инфляционное ожидание, полная занятость, естественный уровень безработицы, уровень безработицы, закон Оукена, кривая Филипса.

Самостоятельная работа позволяет студенту закрепить ранее полученные знания с помощью следующих методов.

А) Решение задач:

Задача 1.

Магазину требуются разнорабочие. Спрос на труд описывается уравнением L=10 x 0,2W. На объявление о найме откликнулись 7 человек. Двое из них готовы работать при оплате не менее 40 денежных единиц в час, двое - не менее 25 денежных единиц в час, двое - не менее 20 денежных единиц в час, один - не менее 15 денежных единиц в час.

Определите: а) сколько рабочих будет занято и при каком уровне оплаты; б) государство законодательно устанавливает минимальный уровень дневной оплаты труда 40 денежных единиц в час. Сколько рабочих будет нанято директором магазина в этом случае?

Задача 2.

Имеются условные данные: фактический ВНП а n-ом году составил 1000 млрд. денежных единиц. Естественный уровень безработицы составил 7%.

Рассчитайте объем потенциального ВНП в n-ом году.

Б) Написание рефератов по предложенным темам:

1. Инфляция в отечественной экономике: ее особенности.

2. Особенности российского рынка труда и перспективы его развития.

3. Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики.

4. Инфляционные процессы в экономке Кубани и особенности их проявления.

В) Письменное тестирование:

1. В период ускоряющейся инфляции процентная ставка:

а) Растет, так как падает уровень занятости

б) Не меняется

в) Падает, потому что падает уровень занятости

г) Растет, так как цена денег падает

2. В условиях полной занятости уровень фрикционной безработицы должен:

а) Быть менее 1%

б) Быть меньше, чем уровень циклической формы безработицы

в) Равняться нулю

г) Все ответы неверны

3.Безработицу, которая существует в странах пораженных экономическим спадом, называют:

а) Структурной

б) Застойной

в) Циклической

г) Скрытой

д) Фрикционной

4. Согласно классической теории безработица есть результат:

а) Действия фирм-монополистов

б) Несовершенства рыночного механизма

в) Действий профсоюзов и государства

Найдена ошибка:

Продолжаем серию публикаций, посвященных изучению фундаментального анализа международного валютного рынка (FOREX).

В предыдущем номере мы рассмотрели взаимосвязь между изменением процентных ставок центральными банками и изменениями валютного курса при помощи простой модели, описывающей механизм изменения обменных курсов в долго- и среднесрочном периодах.

Сегодня мы будем рассматривать взаимосвязь инфляции, процентных ставок и изменений валютного курса, применяя все ту же простую модель.

Что такое инфляция

При рассмотрении теории паритета покупательной способности (ППС) мы уже касались вопросов, связанных с инфляционными процессами. Теперь предлагаю поговорить об инфляции более подробно.

Что, по сути, представляет собой такое явление, как инфляция?

Ответ кажется очевидным. Это рост цен на различные товары или, говоря более научным языком, рост общего уровня цен.

Для измерения инфляции существуют различные индексы, такие как дефлятор валового национального продукта, индекс потребительских цен, индекс цен производителей. Причем рост значения того или иного индекса принято объяснять с точки зрения его структурных изменений, а также за вычетом из них различных групп товаров, например, автомобилей или энергоносителей. Допустим, тот или иной индекс вырос в связи с ростом его составляющей, связанной с ростом цен на нефть и т. п.

Такой подход действительно основывается на информации о произошедших в экономике изменениях, но он упускает из виду главное: инфляция представляет собой явление, которое, прежде всего, относится к ценности используемого в экономике средства обращения (денег).

Общеэкономический уровень цен можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, когда уровень цен возрастает, население вынуждено платить за приобретаемые товары и услуги большие суммы денег. С другой — повышение уровня цен означает снижение стоимости денег, так как теперь одна денежная единица позволяет приобрести меньшее количество товаров и услуг.

Предположим, Р — уровень цен, измеренный при помощи какого-либо индекса. В этом случае количество товаров и услуг, которое можно купить на 1 денежную единицу, будет равно 1/Р.

Таким образом, когда общий уровень цен возрастает, ценность денег уменьшается.

Спрос и предложение денег

Стоимость денег, также как и стоимость обычных товаров и услуг определяется спросом и предложением.

Предложение денег (количество денег, находящихся в обращении), как уже упоминалось в предыдущей публикации, в основном определяется проводимой ЦБ кредитно-денежной политикой.

Спрос же на деньги (количество денег, которое население желает держать при себе в ликвидной форме — в виде наличности или на текущих счетах) определяется многими факторами, такими как доверие к кредитным учреждениям или процентный доход, который можно получить, превратив их в те или иные финансовые активы. Но главный фактор, определяющий спрос на деньги — это средний уровень цен в экономике. Чем выше цены, тем больше денег потребуется для совершения каждой сделки, и тем больше средств будет держать население в кошельках или на текущих счетах. Таким образом, рост уровня цен (снижение стоимости денег) приводит к увеличению спроса на деньги и наоборот.

В долгосрочном периоде общий уровень цен соответствует значению, при котором спрос на деньги равен их предложению. Т. е. любое отклонение уровня цен от равновесного со временем должно устраниться.

Теперь посмотрим на график.


Предложение денег определяется политикой ЦБ, и поэтому является величиной фиксированной. Спрос на деньги может выступать функцией как уровня цен, так и стоимости денег, которые, как мы увидели ранее состоят между собой в обратно пропорциональной зависимости.

Вообще же несложно заметить, что график сильно напоминает график рынка обмена национальной валюты.

Теперь давайте посмотрим, как отобразится на уровне цен и стоимости денег изменение предложения денег со стороны ЦБ.


Допустим, для покрытия дефицита госбюджета ЦБ запускает станок и печатает необходимое количество банкнот. Предложение денег возросло, и кривая предложения на графике сдвинулась в сторону увеличение, т. е. вправо.

В результате появления избыточного количества денежных знаков общий уровень цен должен возрасти, а стоимость денег пропорционально уменьшиться.

Инфляция и процентная ставка

Наконец, мы подошли к рассмотрению вопроса взаимосвязи инфляции и процентной ставки.

Для дальнейших рассуждений необходимо сделать небольшое отступление.

В экономической теории принято разделять все переменные на две группы. Первую составляют номинальные переменные , то есть величины, измеряемые в денежных единицах, а вторую — реальные переменные — величины, измеряемые в физических единицах.

Пользуясь такой классификацией можно провести различие между реальной и номинальной процентной ставкой. Ранее мы определяли реальную процентную ставку, как номинальную (банковскую) за минусом инфляции. Теперь можно несколько расширить эти понятия.

Номинальная процентная ставка — это номинальная переменная, поскольку служит мерой дохода, который можно получить на некоторую сумму денег, вложив ее, скажем, в банк.

Реальная процентная ставка — это реальная переменная, поскольку она отображает соотношение реальной стоимости активов в настоящем и будущем с поправкой на инфляцию.

Важность такого подхода заключается в том, что в долгосрочном периоде кредитно-денежная политика государства (т. е. уменьшение или увеличение предложения денег) оказывает влияние только на номинальные величины, а реальные остаются без изменений.

Пояснить такой вывод можно следующим, не связанным с экономикой примером.

Допустим, официальная длина метра изменилась со 100 до 50 сантиметров. Все расстояния в этом случае номинально увеличатся вдвое, а на самом деле останутся теми же самыми. Деньги же по сути своей являются мерой стоимости, также как метр — мерой длины.

Давайте ответим на вопрос, что же произойдет с номинальной процентной ставкой при росте уровня цен? Очевидно, что для того, чтобы заинтересовать людей делать сбережения, а, попросту говоря, одалживать деньги банкам, государству или другим людям в том же объеме, что и раньше, номинальная процентная ставка должна быть увеличена. Причем, по крайней мере настолько, чтобы покрыть потери населения от инфляции. Это касается, как банковских процентных ставок, так и учетной ставки ЦБ. Зависимость, при которой, предложение денег со стороны ЦБ, темпы инфляции и номинальная ставка процента увеличиваются пропорционально принято называть эффектом Фишера .

А теперь давайте соберем всю полученную информацию при помощи хорошо нам знакомой модели.

Итак, государство увеличило предложение денег. Это нашло отображение в усилении инфляционных процессов и соответствующем росте уровня цен и снижении стоимости денег.

Вспомним немного теорию ППС.

Номинальный обменный курс двух стран должен отражать соотношение уровней цен в этих странах. Мы имеем рост внутренних цен, что означает снижение номинального обменного курса национальной валюты.

В нашей модели это появится следующим образом.

Рост цен на внутреннем рынке приводит к тому, что внутренние товары становятся менее привлекательными, чем иностранные, что должно привести к росту импорта и снижению экспорта, т. е. снижению чистого экспорта. Кривая чистого экспорта смещается в сторону уменьшения, т. е. влево.

Поскольку чистый экспорт в нашей модели определяет величину спроса на национальную валюту, то, соответственно, уменьшился и спрос. Так как реальная процентная ставка, а следовательно и величина чистых иностранных инвестиций остались неизменными (помним о независимости реальных величин от кредитно-денежной политики), то и предложение национальной валюты осталось на прежнем уровне. В результате реальный обменный курс снизился с уровня Е r 1 до уровня Е r 2 , что нашло отображение в пропорциональном снижении номинального валютного курса.

Таким образом, в долгосрочном периоде мы имеем снижение номинального валютного курса при увеличении предложения денег со стороны государства.

Если разбить рассматриваемый период на более короткие временные промежутки, то получим более сложную картину.

Номинальная процентная ставка не сразу реагирует на ускорение (замедление) инфляционных процессов. Т. е. в краткосрочном периоде мы получаем как снижение чистого экспорта, так и снижение реальной процентной ставки. Последнее находит отображение в росте чистых иностранных инвестиций и еще большем снижении номинального валютного курса, по сравнению с базовой ситуацией (предлагаю рассмотреть этот процесс на графиках самостоятельно). Спустя некоторое время ЦБ повышает учетную ставку с учетом возросшего уровня инфляции (пропорциональный рост номинальной процентной ставки), и реальная ставка возвращается к исходному уровню. Чистые иностранные инвестиции опять снижаются, и номинальный обменный курс немного увеличивается, но недостаточно, чтобы перекрыть предыдущее снижение.

Таким образом, можно сделать выводы. Ускорение инфляции в долгосрочном периоде должно привести к снижению номинального курса национальной валюты (вывод теории ППС). Но это снижение происходит как бы в два этапа: сначала снижение, более существенное, чем снижение соотношения внешних и внутренних цен, а затем некоторая коррекция, связанная с ростом номинальной процентной ставки (увеличение учетной ставки) коррекция. Именно поэтому, крупные спекулянты так внимательно следят за изменениями темпов инфляция (фактически за выходом индексов потребительских и производственных цен и дефлятором ВВП) и связывают их с возможными изменениями учетных ставок, чтобы заранее занять правильную (длинную или короткую) долгосрочную позицию или определить будущее основное направление тренда.


1. В период ускоряющейся инфляции банковская ставка процента:

а) падает, потому что падает цена денег

б) падает, потому что падает уровень занятости

в) растет, потому что падает цена денег

г) не меняется

2. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика в условиях инфляции спроса предполагает:

а) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов

б) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов

в) рост налогов и увеличение объемов государственных расходов

г) снижение ставки банковского процента и увеличение объемов государственных расходов

3. Ярко выраженная антиинфляционная монетарная политика предполагает:

а) повышение уровня налогообложения и сокращения государственных расходов

б) увеличение ставки процента и продажу Центральным банком государственных облигаций

в) снижение банковской нормы резервирования и продажу Центральным банком государственных облигаций

г) покупку Центральным банком государственных облигаций и снижение ставки процента

4. Через сколько месяцев цены вырастут в 2 раза, если месячный тем инфляции составляет 3,5%?

а) 7 б) 20 в) 35 г) 70

5. В отчетном году по сравнению с базисным: цены выросли на продовольственные товары - в 4 раза, на услуги - в 2,5 раза, на промышленные товары - в 3,5 раза; уровень доходов за это время повысился на 333%. Как изменился уровень жизни в отчетном году?

6. Определите величину ежемесячного темпа инфляции (в процентах), если цены удваиваются каждые 14 месяцев?

а) 5% б) 7,8% в) 10% г) 2,8%

7. Для того, чтобы победить инфляцию, необходимо:

а) прекратить эмиссию бумажных денег

б) заморозить цены

в) заморозить доходы

г) сокращать расходы госбюджета, стимулировать деловую активность, ужесточить налоговую и кредитную политику

а) настоящая либерализация цен и переход к рыночному ценообразованию

б) отпуск на свободу огромного инфляционного потенциала, накопленного в подавленной форме в командной экономике

в) государственное мероприятие по многократному административному повышению цен на товары и услуги

г) временная мера, за которой последовала государственная политика жесткого регулирования цен на товары и услуги

9. Инфляция, сопровождаемая всеобщим государственным контролем за уровнем цен, называется:

10. Уровень инфляции - это изменение за определенный период времени:

а) паритета покупательной способности национальной валюты

б) валютного курса

в) среднего уровня цен

г) учетной ставки процента

11. Наиболее предпочтительны для экономики виды инфляции:

а) открытая, неожиданная, ползучая

б) открытая, умеренная, ожидаемая

в) скрытая, галопирующая, ожидаемая

г) открытая, ожидаемая, галопирующая

12. Инфляция - это постоянно существующая в экономике тенденция повышения:

а) цен на товары первой необходимости

б) общего уровня цен

в) предельного уровня цен

г) цен на промышленные товары повышенного качества

1. В период ускоряющейся инфляции банковская ставка процента˸

а) падает, потому что падает цена денег

б) падает, потому что падает уровень занятости

в) растет, потому что падает цена денег

г) не меняется

2. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика в условиях инфляции спроса предполагает˸

а) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов

б) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов

в) рост налогов и увеличение объёмов государственных расходов

г) снижение ставки банковского процента и увеличение объёмов государственных расходов

3. Ярко выраженная антиинфляционная монетарная политика предполагает˸

а) повышение уровня налогообложения и сокращения государственных расходов

б) увеличение ставки процента и продажу Центральным банком государственных облигаций

в) снижение банковской нормы резервирования и продажу Центральным банком государственных облигаций

г) покупку Центральным банком государственных облигаций и снижение ставки процента

4. Через сколько месяцев цены вырастут в 2 раза, в случае если месячный тем инфляции составляет 3,5%?

а) 7 б) 20 в) 35 г) 70

5. В отчетном году по сравнению с базисным˸ цены выросли на продовольственные товары - в 4 раза, на услуги - в 2,5 раза, на промышленные товары - в 3,5 раза; уровень доходов за это время повысился на 333%. Как изменился уровень жизни в отчетном году?

6. Определите величину ежемесячного темпа инфляции (в процентах), в случае если цены удваиваются каждые 14 месяцев?

а) 5% б) 7,8% в) 10% г) 2,8%

7. Для того, чтобы победить инфляцию, необходимо˸

а) прекратить эмиссию бумажных денег

б) заморозить цены

в) заморозить доходы

г) сокращать расходы госбюджета, стимулировать деловую активность, ужесточить налоговую и кредитную политику

а) настоящая либерализация цен и переход к рыночному ценообразованию

б) отпуск на свободу огромного инфляционного потенциала, накопленного в подавленной форме в командной экономике

в) государственное мероприятие по многократному административному повышению цен на товары и услуги

г) временная мера, за которой последовала государственная политика жесткого регулирования цен на товары и услуги

9. Инфляция, сопровождаемая всеобщим государственным контролем за уровнем цен, называется˸

10. Уровень инфляции - это изменение за определенный период времени˸

а) паритета покупательной способности национальной валюты

б) валютного курса

в) среднего уровня цен

г) учетной ставки процента

11. Наиболее предпочтительны для экономики виды инфляции˸

а) открытая, неожиданная, ползучая

б) открытая, умеренная, ожидаемая

в) скрытая, галопирующая, ожидаемая

г) открытая, ожидаемая, галопирующая

Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний" 2015, 2017-2018.

  • - Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний

    1. Какой из перечисленных налогов может быть перенесён на конечного потребителя? – (3 варианта правильные) а) налог на добавленную стоимость б) налог на имущество предприятий и организаций в) налог на прибыль предприятий г) налог на наследство и дарения д) подоходный... .


  • - Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний

    1. Закономерностью переходного периода и структурной перестройки экономики НЕ является: а) финансовая стабилизация б) бюджетный кризис в) трансформационный спад экономики г) утрата государством функций единого распорядителя экономических ресурсов 2. Приватизация... .


  • - Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний

    1. Индекс развития человеческого потенциала определяется совокупностью следующих индексов: - (3 варианта правильные) а) ожидаемой продолжительности жизни б) уровня образования в) ВВП на душу населения г) уровня безработицы д) уровня потребительских цен 2.... .


  • - Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний

    1. Счёт текущих операций, как составная часть платёжного баланса страны, включает: - (4 варианта правильные) а) товарный экспорт б) чистые доходы от инвестиций в) транспортные услуги иностранным партнерам г) изменения в активах страны за рубежом д) односторонние... .


  • - Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний

    1. Какие из перечисленных ниже параметров следует отнести к фазе спада (кризиса)? – (4 варианта правильные) а) резкое сокращение объемов производства б) рост безработицы в) сокращение инвестиций г) падение цен д) падение нормы ссудного процента е) рост курса ценных... .


  • - Тесты для самоконтроля умений анализа усвоенных знаний

    1. Какие из перечисленных ниже доходов следует включить в ВВП?- (3 варианта правильные) а) доход (зарплата) учителя б) доход от продажи старого мопеда в) доход владельца автозаправочной станции г) денежный перевод от родителей студенту университета д) денежное... .