Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в рф и за рубежом. Соглашение об избежании двойного налогообложения: как не платить налог дважды Если нет соглашения об избежании двойного налогообложения

Проблема вычитания налога сразу двумя государствами является достаточно актуальной темой, так как в силу различных основ налогового законодательства в странах мира многие физические лица, получающие прибыль вне территории родины, попадают под двойной вычет из них, им приходится платить по месту получения дохода и по месту гражданства.

Это вычитание налогов из доходов лиц в нескольких странах мира – по месту пребывания и по месту формирования данных доходов.

Происходит взыскание налогов согласно двум направлениям, в которых работает фискальная служба:

  • По территориальному принципу – в таких странах сбор налогов происходит в более лояльном контексте, так как они претендуют только на доходы полученные в пределах страны;
  • По принципу резидентности – здесь сбор рассчитан на получение максимум вливаний в бюджет, так как налог изымается с резидента вне зависимости места получения его дохода.

Особенностью такого налогообложения в России является определение его согласно особым делениям с наличием некоторых классификационных признаков.

Как устранить двойное налогообложение – смотрите в этом видео:

Основные разновидности

Классификация по принципам

Налогообложение зависит от используемой схемы и бывает следующих типов:

  • Международный двойной экономического типа – снимается со всех субъектов одновременно, которые получили доход от одной операции, то есть их доход является общим. Это инициативный вариант получения сборов от резидента, доход которого был получен за границей;
  • Международный двойной юридического типа – это доход полученный по выполненной операции одним лицом, с такого оборота вычитается налог сразу несколькими государствами. В отношении данного типа сформирован свод специальных правил, согласно которым юрисдикция 2-х государств разделена для выполнения операции, а это значит, что необходимо наладить отношения между государствами, имеющими отношение к доходу и лицу, получившего его.

Важно: такие методы избегания двойного налогообложения очень эффективны для чего государства и подписывают специализированные соглашения.

Классификация по уровню

На классификационный признак влияет и уровень проведения операции, в зависимости от него могут формироваться такие виды:

  1. Внутренний – когда имеет значение важность и уровень административно-территориальной единицы, в пределах которой был получен доход, но при этом на любом округе оно осуществляется.

В свою очередь данный тип также подразделяется согласно выполненным операциям на каналы:

  • Вертикальный, согласно которому необходимо уплатить два вида налога – местный и государственный;
  • Горизонтальный – его особенность в индивидуальном подходе к каждой операции, в зависимости от региона ее выполнения, то есть доступно уплатить только налоги проведенные на территории данного муниципалитета, можно уплатить все касающиеся операции налоги или общегосударственные.
  1. Внешний – за пределами РФ, в подобной ситуации сталкиваются своды налогового законодательства двух государств, налогоплательщику придется удовлетворить требования фискальных служб на обеих территориях.

Негативные стороны налогообложения, приводящие к противоречию

Двойное налогообложение вызывает немало возмущений со стороны граждан, которые занимаются заработком за рубежом. Фискальные службы в свою очередь несмотря на наполнение бюджета государства, стремятся разрешить проблему, так как от такой позиции в первую очередь страдают граждане их государства.

  • Дележ прибыли налогоплательщика сразу двумя государствами в один и тот же период, что в результате составляет немалую сумму для субъекта;
  • Выделение резидентов и нерезидентов является крайне проблематично, для этого необходимо создавать новую классификацию доходов;
  • Необходимость в создании четкой законодательной базы, которая строго регламентирует объект налогообложения для возможности взыскания.

Важно: именно такое взаимодействие поможет урегулировать вопрос и найти компромисс интересов двух государств.


Что такое двойное налогообложение?

Соглашение об избежании двойного взимания налога

Это пакт между двумя государствами, в котором четко указаны правила вычитания налогов в тех случаях, когда объект прибыли расположен на территории страны, где субъект не числится резидентом.

Необходимость в нем – формирование перечня налогов, которые попадают под действие соглашения, а также перечень субъектов, являющихся субъектами двойного вычитания налога.

Также такой договор содержит все существенные условия – срок действия, условия налогообложения, порядок разрыва сотрудничества.

Важно: Россия имеет 82 соглашения об избежании двойного вычета налога с прочими государствами.

Преимущества таких договоренностей явные:

  • Это предотвращение двойного или обременительного вычитания налога;
  • Эффективный инструмент, предусматривающий применения только положительных сводов налоговых законов двух стран;
  • Возможности для налоговых новшеств с учетом национальных законов налогообложения;
  • Минимизация ставок;
  • Фиксация резидентности и местоположения объекта дохода.

При этом следует понимать, что такое послабление:

  • Не даст избежать внесения обязательных платежей;
  • Оно имеет несколько направлений и вариантов взыскания взносов и при неправильном подходе можно не сократить, а наоборот увеличить их;
  • Для использования соглашения с выгодой необходимо учитывать все нюансы страны, где предполагается размещение бизнеса и наличия подписанного с ней соглашения родного государства.

Применение соглашения о создании специальных экономических зон:

  • Налоги на прибыль и капитал;
  • Физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты.

К справке следует приложить:

  • Справку о взносе сбора за границей, при этом ее следует перевести на государственный язык и заверить у нотариуса;
  • Документ, отражающий тип дохода и его размер за календарный год, в нем также следует указать дату сбора и его сумму.

Декларация и квитанция об уплате налога также удостоверяются. Важно: применение упрощенной системы налогообложения предусматривает двойную уплату налога, так как зачет другой страны невозможно получить.

Налогообложение при реализации зарубежного имущества

До 1 января 2016 года российским законодательством предусматривалась уплата налога при продаже имущества за рубежом страны и в ее пределах в одинаковых размерах, исключения не были предусмотрены.

  • Владелец располагал собственностью свыше 5 лет;
  • Получил ее согласно дарственной или ухаживал за недееспособным членом семейства, который являлся владельцем имущества, в таких случаях имущество должно было находиться в собственности от 3 лет.
  • При этом жилье не имело отношения к предпринимательской деятельности.

Оформление прибыли от продажи имущества

Оформление прибыли в данном случае происходит следующими этапами:

  • Следует разобраться имеет ли бывший владелец отношение к категориям, которые освобождаются от уплаты сбора;
  • Если нет, необходимо составить и подать декларацию до 30 апреля следующего за получением дохода года. Как заполнить в общем порядке налоговую декларацию налогоплательщика вы можете прочесть ;
  • Уплатить пошлину до 15 июля этого же года.

Важно: в данном случае применение двойной уплаты налога также возможно, если налог исчислялся в размере 13% от полученной прибыли.

Исчисление налога с деятельности предпринимателя

Согласно существующим правилам, в случае получения дохода на территории любой страны, налоговый сбор следует внести только в ее казну, но при учете следующих пунктов:

  • Прибыль получена путем постоянного представительства;
  • Лицо, получившее ее не является резидентом другой страны.

При этом, если доход получен посредством представительства, то налог изымается именно с той части, которая получена представительством.

В данном случае необходимо понимать и соблюдать условия представительства:

  • Представительство может осуществляться только посредством постоянного пункта нахождения, который имеет постоянный характер, это не может быть переносная палатка;
  • Представительство может иметь вид целостного проекта, если предусмотрено выполнение работ, требующих перемещение, к примеру, строительные;
  • Представительство не может выражаться в лице агента имеющего резидентность страны;

Важно: при этом коммерция должна в полном или частичном объеме выполняться посредством указанной локации.

  • Если помещение предназначено для выполнения вспомогательных или временных мероприятий, то его нельзя считать местом представительства, в таком случае не может быть речи о взносе налога в казну одного государства.

Важно: если руководство вспомогательными помещениями выполняется из основного офиса, то иностранное государство, где они находятся не имеет право взимать налоги с организации.

Заключение

При получении дохода от любой деятельности за границей следует учитывать все особенности налоговых законов данной страны, но при этом помнить, что налоговые платежи в любом случае обязательны, и уклонение от данной процедуры уголовно наказуемо. Уплачивать налог за рубежом по меньшей ставке чем на родине и не подавать за это отчетность неприемлемо.

В каком порядке применяется Конвенция об избежании двойного налогообложения вы можете посмотреть тут:

16.05.2016

Применений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией.

В настоящее время соглашения об избежании двойного налогообложения подписаны Россией более чем с 80 государствами. Среди них многие страны Евросоюза, включая Кипр, Великобританию, Данию, Нидерланды; Швейцария; США; Китай; страны СНГ, в т.ч. Украина, Беларусь, Казахстан; страны Балтии - Латвия, Литва и ряд других (см. Перечень действующих соглашений об избежании двойного налогообложения).

ВАЖНО: Если международным налоговым соглашением, предусмотрена иная ставка налога, чем предусмотренная Налоговым кодексом РФ, то применяется ставка, указанная в соглашении об избежании двойного налогообложения!

Остановимся на некоторых наиболее значимых аспектах применения международных налоговых соглашений в России.

Обязанности налогового агента

Ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными международными налоговыми соглашениями, несёт налоговый агент.

Согласно НК РФ, налог с доходов, полученный иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией (налоговым агентом), выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, в валюте выплаты дохода. Исключение составляют случаи, когда:

  • выплачиваемый доход относится к постоянному представительству иностранной организации-получателя дохода в РФ;
  • в отношении доходов, выплачиваемых иностранной организации статьей 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0%;
  • доходы, в соответствии с международными договорами РФ не облагаются налогом в РФ (при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ);
  • в некоторых других случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 310 НК РФ.

Следует помнить, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, образует состав налогового правонарушения и влечёт взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ), а также пени (по вопросу взыскания пени с налогового агента см. Постановление Президиума ВАС РФ № 4047/06 от 26 сентября 2006 года).

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ предусмотрено, что в случае выплаты российской организацией доходов иностранной организации, для которых в соответствии с международными договорами (соглашениями) предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 312 НК РФ, указанное подтверждение должно отвечать следующим требованиям:

  • должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства,
  • если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык,
  • подтверждение должно быть предоставлено иностранной организацией до даты выплаты дохода.

Таким образом, если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация - источник выплаты дохода не располагает указанным подтверждением, то она обязана произвести удержание налога у источника выплаты по установленной законом ставке.

При этом, если указанное подтверждение появляется в распоряжении налогового агента позднее, возможно осуществить возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ. Для этого в налоговый орган должны быть представлены следующие документы:

Заявление на возврат удержанного налога по установленной форме;

Подтверждение того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения;

Копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджет;

Заявление о возврате сумм ранее удержанных в РФ налогов, а также иные вышеперечисленные документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учёт налогового агента в течение трёх лет с момента окончания, в котором был выплачен доход.

Статус “фактического получателя дохода” как условие применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения

При применении соглашений об избежании двойного налогообложения в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в РФ необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), “фактическим получателем (бенефициарным собственником)” соответствующего дохода.

Международные налоговые соглашения основываются на Модельной конвенции по налогам на доход и капитал) и на официальных комментариях к ней, содержащих толкование её положений.

При применении положений налоговых соглашений необходимо исходить из того, что термин "фактический получатель (бенефициарный собственник) дохода" используется не в узком техническом смысле, а должен пониматься, исходя из целей и задач международных налоговых соглашений, как, например, избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов, и с учетом таких основных принципов договоров, как предотвращение злоупотребления положениями договора и преобладание сущности над формой. При этом непосредственный получатель дохода, хотя и может квалифицироваться как резидент, но не может только по этой причине по умолчанию рассматриваться как бенефициарный собственник полученного дохода в государстве резидентства.

Предоставление в государстве - источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот (пониженных ставок и освобождений) также противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя формально такие инструменты, как агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду от соответствующего дохода. Такое промежуточное звено , например кондуитная компания, не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое право на получаемый доход , если несмотря на свой формальный статус собственника дохода в сделке с лицом, являющимся налоговым резидентом государства - источника дохода, подобная компания обладает очень узкими полномочиями в отношении этого дохода, что позволяет рассматривать её в качестве доверенного лица или управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц.

Для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы в соответствии с международными налоговыми соглашениями.

Предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения льготы (пониженные ставки и освобождения) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ не применяются, если они выплачиваются в рамках сделки или серии сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы в виде пониженной ставки по, процентам и роялти, выплачивает прямо или косвенно весь или почти весь доход (в любое время и в любой форме) другому лицу, которое не имело бы льгот (пониженных ставок и освобождений) по соответствующему налоговому соглашению, если бы такие доходы выплачивались напрямую такому лицу.

Таким образом, позиция Минфина России заключается в том, что льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в РФ применяются исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Россией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения в иных государствах

"Классические" оффшорные зоны редко имеют заключенные соглашения об избежании двойного налогообложения, которые можно использовать при оптимизации выплат доходов нерезидентных структур. Поэтому для применения налоговых соглашений подходящими являются низконалоговые и оншорные юрисдикции, такие как Кипр, Великобритания, Дания, Нидерланды, иные европейские государства и пр.

К примеру, Великобритания имеет самую большую в мире сеть налоговых соглашений (более 100). Однако, применение налоговых соглашений возможно лишь в том случае, если компания не является номинальной, то есть не является агентом оффшорной компании-принципала, которой принадлежит большинство полученной прибыли (дохода). Только в том случае, если доход будет признан доходом английской компании, она может претендовать на использование соглашения. Разумеется, невозможно применение налогового соглашения компанией, подающей «спящие отчеты» - dormant accounts. Возможно использование соглашений в холдинговых схемах.

Одной из стран, наиболее подходящих для применения международных налоговых соглашений, как и ранее, остается Республика Кипр (имеет более 40 действующих соглашений). Сертификат о налоговом резидентстве (tax residence certificate), выдается Министерством финансов в любое время после регистрации компании. Важное условие получения сертификата – наличие местных директоров - резидентов Кипра.

Сертификаты о налоговом резидентстве выдаются также и в иных юрисдикциях. значимых для налогового планирования (Дании, Нидерландах, Люксембурге, Латвии, Мальте и других странах). Однако, важным фактором, влияющим на возможность получения налогового сертификата, становится наличие у компании “реального содержания” (substance) на территории страны регистрации.

Критерии такого присутствия. которым должна отвечать компания, чтобы считаться налоговым резидентом своей страны, могут быть следующие:

  • наличие реального офиса по реальному адресу в стране регистрации компании;
  • наличие местных директоров (резидентов страны регистрации компании), осуществляющих управление компанией на территории данной страны;
  • наличие банковского счета (основного) в местном банке;
  • хранение финансовой документации и отчетности в офисе на территории страны регистрации компании;
  • наличие штата сотрудников;
  • осуществление реальной деятельности и др.

Полнота такого присутствия может варьироваться в зависимости от целей компании (напр., торговая или холдинговая деятельность).

Налоговым резидентом России, обязанным платить в РФ налог на доходы от активов во всём мире, считается тот, кто живёт на территории страны более 183 дней в году. В частности, под это определение попадают многие владельцы заграничной недвижимости, которые могут получать доход от аренды или при продаже жилья. Если они являются российскими налоговыми резидентами, то возникает ситуация, при которой они должны платить налоги как за рубежом (по месту нахождения объекта), так и в России (по месту своего налогового резидентства). Однако налог не может взиматься два раза: он платится только за рубежом, а разница засчитывается в России. Это предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Соглашение об избежании двойного налогообложения - что это?

Соглашение об избежании двойного налогообложения - это заключаемый между двумя странами договор, который устанавливает правила, по которым взимаются налоги с организаций и физических лиц в тех случаях, когда активы, приносящие доход, находятся не в стране резидентства получателя дохода.

В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые попадают под действие документа, а также круг лиц, на которых распространяются его нормы. Также в таком соглашении приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора. Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 82 странами.

Австралия
Австрия
Азербайджан
Албания
Алжир
Аргентина
Армения
Белоруссия
Бельгия
Болгария
Ботсвана
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Германия
Гонконг (с 01.01.2017)
Греция
Дания
Египет
Израиль
Индия
Индонезия
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Казахстан
Канада
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
КНДР
Корея
Куба
Кувейт
Латвия
Ливан
Литва
Люксембург
Македония
Малайзия
Мали
Мальта
Марокко
Мексика
Молдова
Монголия
Намибия
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Саудовская Аравия
Сербия
Сингапур
Сирия
Словакия
Словения
США
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Украина
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
ЮАР
Япония

«Что касается, например, доходов в Эстонии или других странах, с которыми Россия не заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, то резиденты РФ платят налоги два раза, в обеих странах. Если законодательством Эстонии предусмотрено взимание налога с нерезидента, то уплаченная сумма не будет учтена в РФ, так как фактически уплаченные суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором, подписанным РФ»,- говорит юрист Tranio Екатерина Шабалина.

Для покупателей и владельцев зарубежной недвижимости соглашения об избежании двойного налогообложения важны в первую очередь потому, что позволяют зачитывать в России налог на доходы от аренды и при продаже такого имущества.

Как учитывается налог при получении дохода от аренды

«Если российский резидент получает доход от недвижимости, расположенной, например, в ФРГ, сумма налога, уплаченного в Германии, будет вычтена из суммы налога, подлежащего уплате в России. Сумма налога рассчитывается по российскому налоговому праву (по ставке 13 % и установленным правилам) и вычитается из суммы уплаченного зарубежного налога. Следует помнить, что вычет не сможет превысить сумму налога, исчисленного в России. Соответственно, если сумма налога в государстве-источнике дохода была уплачена в меньшем размере, чем было рассчитано в России, то недостающую часть придётся доплатить уже в РФ»,- поясняет Екатерина Шабалина.

Если вы получаете доход от аренды, вы должны самостоятельно задекларировать его в России, представив в налоговый орган по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ (лист «Б», или доходы от источников за пределами Российской Федерации).

К налоговой декларации прилагаются:

  • выданные зарубежной налоговой документы, подтверждающие сумму полученного дохода и уплаченного с него налога, а также их нотариально заверенный перевод на русский язык. В этих документах должны быть отражены вид дохода, его сумма, календарный год, в котором был получен доход, сумма налога и дата его уплаты.
  • или копия налоговой декларации, поданной за рубежом, с копией платёжного документа об уплате налога (всё это также должно быть переведено на русский язык и нотариально заверено).

«Сумма уплаченного за рубежом налога зачитывается только после подачи этой декларации, по окончании налогового периода. Заявить о доходах и получить зачёт налога можно в течение трёх лет после окончания отчётного года, в котором были получены доходы»,- говорит Екатерина Шабалина.

Например, российский налоговый резидент владеет германской недвижимостью, которая приносит 10 тыс. евро в год в качестве дохода от аренды. Сумма подоходного налога в Германии составит 2 324 евро (ставка - 23,24 % от арендного дохода с учётом надбавки в поддержку солидарности), в России - 1 300 евро (13 %). Поскольку сумма в 1 300 евро меньше, чем 2 324, то владельцу недвижимости не придётся ничего дополнительно платить в РФ.

При этом вычеты, полученные за рубежом, не учитываются при расчёте налогооблагаемой суммы в России. Допустим, россиянин сдаёт в аренду дом во Франции и получает 18 тыс. евро в год. Согласно французскому законодательству, он имеет право вычесть из налогооблагаемой суммы 50 % в связи с расходами на содержание жилья. Следовательно, 9 тыс. евро облагаются налогом на доход от аренды. Минимальная ставка для нерезидентов - 20 %. Значит, в год россиянин выплачивает налог в сумме 1 800 евро. Поскольку в России не действует подобная система вычетов при уплате налогов, платить пришлось бы с полной суммы в 18 тыс. евро по ставке 13 %, то есть 2 340 евро в год. Но так как между Россией и Францией действует соглашение об избежании двойного налогообложения, россиянину нужно заплатить налог во Франции, а в РФ только доплатить разницу - 540 евро.

Также важно знать, что, уплачивая в России налог по упрощённой схеме налогообложения, нельзя получить зачёт иностранного налога, и налогообложение в таком случае будет двойным.

Как учитывается налог при продаже зарубежной недвижимости

Согласно письму ФНС № ЕД-3-3/4062@ от 9 ноября 2012, законодательство Российской Федерации не различает продажу недвижимости в России и за рубежом - в обоих случаях действуют одинаковые правила.

По словам Екатерины Шабалиной, полученный от продажи зарубежной недвижимости доход не подлежит налогообложению, и продавец не обязан подавать налоговую декларацию в России в двух случаях:

  • для объектов, купленных до 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более трёх лет;
  • для объектов, купленных после 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более пяти лет (общий случай) или трёх лет (если налогоплательщик получил объект по наследству или в дар от родственника или члена семьи, по договору пожизненного содержания с иждивением).

Освобождение от налога можно получить, если имущество не используется для предпринимательской деятельности. Определение предпринимательской деятельности дано ФНС в письме № ЕД-3-3/412@ от 8 февраля 2013.

Если продавец не попадает под указанные выше условия, то ему нужно подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, и до 15 июля уплатить налог.

Как и налог на доход от аренды, налог на доход от продажи может быть засчитан в России в рамках устранения двойного налогообложения. Для российских резидентов ставка составляет 13 %.

Например, в 2010 году российский резидент решил купить квартиру в Испании за 500 тыс. евро, а в 2016 он продал её за 550 тыс. Прирост капитала - 50 тыс. евро - облагается испанским налогом по ставке 24 %. Сумма налога в этом случае - 12 тыс. евро. Поскольку между покупкой и продажей прошло более трёх лет, согласно российскому законодательству, подавать в РФ декларацию не нужно, достаточно заплатить налог в Испании.

Важно помнить, что уклонение от уплаты налогов - уголовное преступление. Платить налоги за рубежом по меньшей ставке, чем в России, и не заполнять при этом налоговую декларацию на родине - незаконно.

Юлия Кожевникова, Tranio

Двойное налогообложение в России регулируется положениями Налогового Кодекса, а также соглашениями международного порядка, подписанными с некоторыми странами. При наличии подобного договора налоговый сбор на доход, оплаченный резидентом РФ в другом государстве, засчитывается при начислении налога на родине. Отсутствие соглашения подразумевает оплату взноса дважды. Проще говоря, механизм устранения двойного налогообложения имеет место, однако, возможность его применения может быть реализована далеко не в каждом случае.

Двойное налогообложение: суть формулировки

Понятие «двойное налогообложение» (ДН) включает в себя процесс взыскания сборов с активов человека или компании в разных странах за один период времени и в одновременном порядке. Например, некая фирма, выступающая резидентом РФ, получает доход в другом иностранном государстве. Соответственно ей необходимо оплачивать налоговый сбор на эту прибыль как за рубежом, так и на родине.

Помимо дохода, налогом могут облагаться:

  1. имущество, чаще всего, недвижимость;
  2. капитал.

В ситуации, когда активы имеются как в пределах родной страны, так и за ее пределами, существует определенная сложность с установлением налогооблагаемой базы. Поэтому налогоплательщиков делят на резидентов РФ и тех, кто ими не является. Под первыми подразумевают лиц, проживающих на территории России не менее 183 дней в год. Резиденты обязаны оплачивать налоговые взносы на любые активы, включая те, что находятся за границей.

Налоговыми нерезидентами признаются:

  • иностранные граждане, проживающие за границами РФ на постоянной основе;
  • граждане России, покинувшие пределы страны для постоянного проживания за рубежом;
  • бывшие подданные РФ, поменявшие фамилию и отныне являющиеся иностранными гражданами.

Эти лица также оплачивают налоговый сбор на доходы, получаемые ими в границах Российской Федерации. А также они платят аналогичный взнос и в стране своего проживания.

Причем резидентам РФ назначается сумма в размере 13% НДФЛ, требуемая к погашению в России. Нерезидентам - 30% от приобретенной прибыли, в которую также входят средства, получаемые от реализации недвижимого имущества.

Вдобавок ко всему в РФ существует 2 разновидности двойного налогообложения:

  1. Международное экономическое . Предполагает сбор налогов одновременно с нескольких субъектов налогообложения, имеющих отношение к одной операции. Проще говоря, прибыль у этих лиц считается общей. В отношении нее и начисляется сбор.
  2. Международное юридическое . В этом случае доход одного субъекта облагается налогом со стороны более чем одного государства.

Можно привести еще один пример. Гражданин РФ обладает недвижимостью в другой стране и получает деньги за сдачу ее в пользование. В этом случае он должен вносить налог как в стране местонахождения объекта, так и по месту гражданства. Иначе говоря, в России. Именно так возникает двойное налогообложение дохода, имущества либо иного актива.

Однако подобный феномен признается крайне неблагоприятным. В этом случае налогоплательщик вынужден уплачивать сбор в двойном размере, что может помешать продуктивному ведению деятельности и спровоцировать снижение уровня его жизни в целом.

Актуальность проблемы упорядочивания двойного налогообложения весьма велика. Вообще сам факт существования ситуаций, допускающих оплату налога дважды, связан с тем, что в разных странах действует своя система сборов. Где-то налог взимается с любой прибыли, полученной резидентом государства, включая доход, приобретенный вне его границ (принцип резидентности). А где-то взыскание сбора распространяется лишь на операции, проведенные в пределах конкретной страны (принцип территориальности). В России применяется именно первый вариант.

Формирование схемы налогообложения зависит от уровня развития государства, от параметров, по которым определяется источник поступающей прибыли и от других моментов. Поэтому прийти к единой системе взыскания сборов крайне затруднительно. И вот этот момент значительно усложняет жизнь как самим налоговым службам, так и налогоплательщикам.

Однако механизм по ликвидации подобной проблемы все-таки существует. В Российской Федерации устранение двойного налогообложения предусмотрено на законодательном уровне. Налоговый Кодекс в статье 232 подробно описывает, в каких именно случаях взыскание сбора с резидентов РФ допускается дважды, а в каких - сумма, внесенная за рубежом, засчитывается ФНС России.

Согласно 1 пункту указанного параграфа, оплата подданным РФ налога на прибыль, полученную вне границ родной страны, не влечет за собой перерасчет сбора, требуемого к погашению в России. Фактически сумма вносится дважды. Причем налог в иностранном государстве оплачивается в соответствии с теми нормами и законами, что действуют на его территории.

Подобное положение вещей может изменить только лишь наличие деловой связи между страной, в которой плательщик получает доход, и государством, подданным которого он выступает. В этом случае происходит формирование особого свода правил в отношении осуществляемых денежных операций. Причем итоговая договоренность закрепляется документально, посредством внесения установленного регламента в соглашение об избежании двойного налогообложения (ИДН), которое подписывается главами конкретных государств.

Такие договоры призваны регулировать вопросы налогообложения, не допуская неограниченного взимания сборов с одного и того же дохода. Вдобавок подобные письменные договоренности весьма поощряют экономическое сотрудничество между разными странами.

Обычно в договоре об ИДН прописываются условия по следующим позициям:

  1. правила работы налоговых служб обеих стран, включая нормы сбора налогов;
  2. субъекты, которые обязаны платить взносы - физлица и организации;
  3. пояснения относительно активов, расположенных вне пределов родного государства резидента;
  4. разновидности налогов.

В соглашении обязательно проставляется период его действия, а также регламент его прекращения.

Причем согласно статье 15 Конституции РФ, соглашения, заключаемые между странами, обладают однозначным приоритетом над законами и нормами государства. Поэтому если действия налоговой службы противоречат положениям такого документа, то несогласный налогоплательщик вправе подать жалобу в Министерство Финансов в течение 3 лет после случившегося.

Перечень стран, с которыми у РФ подписан договор об ИДН

Россия подписала конвенции и соглашения об избежании двойного налогообложения с рядом стран, в который по состоянию на 2020 год входят 80 государств. Такой перечень вполне может помочь сориентироваться и понять, в каком случае схема по избежанию ДН доступна к реализации, а в каком - нет.

В список входят следующие страны:

Государство

Международный договор

Информация о договоре

Австралия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 07.09.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 07.09.2000
Дата вступления в силу: 17.12.2003

01.07.2004 (Австралия)

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 13.04.2000
Дата вступления в силу: 30.12.2002
Применяется с: 01.01.2003

Азербайджан

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 03.07.1997
Дата вступления в силу: 03.07.1998
Применяется с: 01.01.1999

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Албания от 11.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 11.04.1995
Дата вступления в силу: 09.12.1997
Применяется с: 01.01.1998

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики от 10.03.2006 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 10.03.2006
Дата вступления в силу: 18.12.2008
Применяется с: 01.01.2009

Аргентина

Конвенция между правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Дата заключения: 10.10.2001
Дата вступления в силу: 15.10.2012
Применяется с: 01.01.2013

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 "Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество"

Дата заключения: 28.12.1996
Дата вступления в силу: 17.03.1998
Применяется с: 01.01.1999

Белоруссия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество". Неотъемлемой частью Соглашения является Протокол от 24.01.2006

Дата заключения: 21.04.1995
Дата вступления в силу: 21.01.1997
Применяется с: 01.01.1998

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии от 16.06.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 16.06.1995
Дата вступления в силу: 26.01.2000
Применяется с: 01.01.2001

Болгария

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 08.06.1993
Дата вступления в силу: 24.04.1995
Применяется с: 01.01.1996

Ботсвана

Конвенция от 8 апреля 2003 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Дата заключения: 08.04.2003
Дата вступления в силу: 23.12.2009
Применяется с: 01.01.2010 (Россия)
01.07.2010 (Ботсвана)

Великобритания

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества"

Дата заключения: 15.02.1994

Применяется с: 01.01.1998 (Россия)
01/06.04.1998 (Великобритания)

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Венгерской Республики от 01.04.1994 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 01.04.1994
Дата вступления в силу: 03.11.1997
Применяется с: 01.01.1998

Венесуэла

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла от 22.12.2003 "Об избежании двойного налогообложения ипредотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 22.12.2003
Дата вступления в силу: 19.01.2009
Применяется с: 01.01.2010

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 27.05.1993 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 27.05.1993
Дата вступления в силу: 21.03.1996
Применяется с: 01.01.1997

Германия

Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество".

Дата заключения: 29.05.1996
Дата вступления в силу: 30.12.1996
Применяется с: 01.01.1997

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики от 26.06.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 26.06.2000
Дата вступления в силу: 20.12.2007
Применяется с: 01.01.2008

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания от 08.02.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 08.02.1996
Дата вступления в силу: 27.04.1997
Применяется с: 01.01.1998

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Арабской Республики Египет от 23.09.1997 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 23.09.1997
Дата вступления в силу: 06.12.2000
Применяется с: 01.01.2001

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль от 25.04.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 25.04.1994
Дата вступления в силу: 07.12.2000
Применяется с: 01.01.2001

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25.03.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 25.03.1997
Дата вступления в силу: 11.04.1998
Применяется с: 01.01.1999 (Россия)
01.04.1999 (Индия)

Индонезия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индонезия от 12.03.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы"

Дата заключения: 12.03.1999
Дата вступления в силу: 17.12.2002
Применяется с: 01.01.2003

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 06.03.1998
Дата вступления в силу: 05.04.2002
Применяется с: 01.01.2003

Ирландия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ирландии от 29.04.1994 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 29.04.1994
Дата вступления в силу: 07.07.1995
Применяется с: 01/06.04.1996 (Ирландия)
01.01.1996 (Россия)

Исландия

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Исландия от 26.11.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы"

Дата заключения: 26.11.1999
Дата вступления в силу: 21.07.2003
Применяется с: 01.01.2004

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 16.12.1998
Дата вступления в силу: 13.06.2000
Применяется с: 01.01.2001

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 09.04.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения"

Дата заключения: 09.04.1996
Дата вступления в силу: 30.11.1998
Применяется с: 01.01.1999

Казахстан

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал"

Дата заключения: 18.10.1996
Дата вступления в силу: 29.07.1997
Применяется с: 01.01.1998

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 05.10.1995
Дата вступления в силу: 05.05.1997
Применяется с: 01.01.1998

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Государства Катар от 20.04.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 20.04.1998
Дата вступления в силу: 05.09.2000
Применяется с: 01.01.2001

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 05.12.2008
Дата вступления в силу: 17.08.1999
Применяется с: 01.01.2000

Киргизия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики от 13.01.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы"

Дата заключения: 13.01.1999
Дата вступления в силу: 05.07.2000
Применяется с: 01.01.2001

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики от 27.05.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 27.05.1994
Дата вступления в силу: 10.04.1997
Применяется с: 01.01.1998

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики от 26.09.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 26.09.1997
Дата вступления в силу: 30.05.2000
Применяется с: 01.01.2001

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Корея от 19.11.1992 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 19.11.1992
Дата вступления в силу: 24.08.1995
Применяется с: 01.01.1996

Соглашение от 14 декабря 2000 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал

Дата заключения: 14.12.2000
Дата вступления в силу: 15.11.2010
Применяется с: 01.01.2011

Соглашение между РФ и Государством Кувейт от 09.02.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 09.02.1999
Дата вступления в силу: 03.01.2003
Применяется с: 01.01.2004

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Дата заключения: 20.12.2010
Дата вступления в силу: 06.11.2012
Применяется с: 01.01.2013

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Ливанской Республики от 08.04.1997 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 07.04.1997
Дата вступления в силу: 16.06.2000
Применяется с: 01.01.2001

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики от 29.06.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 29.06.1999
Дата вступления в силу: 05.05.2005
Применяется с: 01.01.2006

Люксембург

Соглашение между РФ и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 28.06.1993
Дата вступления в силу: 07.05.1997
Применяется с: 01.01.1998

Македония

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Македония от 21.10.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 21.10.1997
Дата вступления в силу: 14.07.2000
Применяется с: 01.01.2001

Малайзия

Соглашение между Правительством СССР и Правительством Малайзии от 31.07.1987 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 31.07.1987
Дата вступления в силу: неизвестно
Применяется с: 01.01.1989

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Мали от 25.06.1996 "Об избежании двойного налогообложения и установлении правил оказания взаимной помощи в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 25.06.1996
Дата вступления в силу: 13.09.1999
Применяется с: 01.01.2000

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Дата заключения: 24.04.2013
Дата вступления в силу: 22.05.2014
Применяется с: 01.01.2015

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Марокко от 04.09.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 04.09.1997
Дата вступления в силу: 31.08.1999
Применяется с: 01.01.2000

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов от 07.06.2004 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 07.07.2004
Дата вступления в силу: 02.04.2008
Применяется с: 01.01.2009

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 12.04.1996 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов"

Дата заключения: 12.04.1996
Дата вступления в силу: 06.06.1997
Применяется с: 01.01.1998

Монголия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии от 05.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 05.04.1995
Дата вступления в силу: 22.05.1997
Применяется с: 01.01.1998

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Намибия от 31.03.1998 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 30.03.1998
Дата вступления в силу: 23.06.2000
Применяется с: 01.01.2001

Нидерланды

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 16.12.1996
Дата вступления в силу: 27.08.1998
Применяется с: 01.01.1999

Новая Зеландия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 05.09.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 05.09.2000
Дата вступления в силу: 04.07.2003
Применяется с: 01.01.2004 (Россия)
01.04.2004 (Новая Зеландия)

Норвегия

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Норвегия от 26.03.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 26.03.1996
Дата вступления в силу: 20.12.2002
Применяется с: 01.01.2003

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.1992 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества"

Дата заключения: 22.05.1992
Дата вступления в силу: 22.02.1993
Применяется с: 01.01.1994

Португалия

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики от 29.05.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 29.05.2000
Дата вступления в силу: 11.12.2002
Применяется с: 01.01.2003

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Румынии от 27.09.1993 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 27.09.1993
Дата вступления в силу: 11.08.1995
Применяется с: 01.01.1996

Саудовская Аравия

Конвенция от 11 февраля 2007 года между Правительством Российской Федерации и Правительством королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал

Дата заключения: 11.02.2007
Дата вступления в силу: 01.02.2010
Применяется с: 01.01.2011

Сербия;
Черногория

Конвенция между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии от 12.10.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 12.10.1995
Дата вступления в силу: 09.07.1997
Применяется с: 01.01.1998

Сингапур

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Сингапур от 09.09.2002 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 09.09.2002
Дата вступления в силу: 16.01.2009
Применяется с: 01.01.2010

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Сирийской Арабской Республики от 17.09.2000 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 17.09.2000
Дата вступления в силу: 31.07.2003
Применяется с: 01.01.2004

Словакия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики от 24.06.1994 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества"

Дата заключения: 24.06.1994
Дата вступления в силу: 01.05.1997
Применяется с: 01.01.1998

Словения

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Словения от 29.09.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 29.09.1995
Дата вступления в силу: 20.04.1997
Применяется с: 01.01.1998

Договор между РФ и США от 17.06.1992 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 17.06.1992
Дата вступления в силу: 16.12.1993
Применяется с: 01.01.1994

Таджикистан

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 31.03.1997 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 31.03.1997
Дата вступления в силу: 26.04.2003
Применяется с: 01.01.2004

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Таиланд от 23.09.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 23.09.1999
Дата вступления в силу: 15.01.2009
Применяется с: 01.01.2010

Туркменистан

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана от 14.01.1998 "Об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 14.01.1998
Дата вступления в силу: 10.02.1999
Применяется с: 01.01.2000

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики от 15.12.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 15.12.1997
Дата вступления в силу: 31.12.1999
Применяется с: 01.01.2000

Узбекистан

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 02.03.1994 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества"

Дата заключения: 02.03.1994
Дата вступления в силу: 27.07.1995
Применяется с: 01.01.1996

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов"

Дата заключения: 08.02.1995
Дата вступления в силу: 03.08.1999
Применяется с: 01.01.2000

Филиппины

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Филиппины от 26.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 26.04.1995
Дата вступления в силу: 12.12.1997
Применяется с: 01.01.1998

Финляндия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 04.05.1996 (ред. От 14.04.2000) "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы".

Дата заключения: 04.05.1996
Дата вступления в силу: 14.12.2002
Применяется с: 01.01.2003

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 26.11.1996
Дата вступления в силу: 09.02.1999
Применяется с: 01.01.2000

Хорватия

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Хорватия от 02.10.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"

Дата заключения: 02.10.1995
Дата вступления в силу: 19.04.1997
Применяется с: 01.01.1998

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17.11.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал".

Дата заключения: 17.11.1995
Дата вступления в силу: 18.07.1997
Применяется с: 01.01.1998

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал

Дата заключения: 19.11.2004
Дата вступления в силу: 23.03.2012
Применяется с: 01.01.2013

Швейцария

Соглашение между РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"

Дата заключения: 15.11.1995
Дата вступления в силу: 18.04.1997
Применяется с: 01.01.1998

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции от 15.06.1993 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 14.06.1993
Дата вступления в силу: 03.08.1995
Применяется с: 01.01.1996

Шри-Ланка

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка от 02.03.1999 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 02.03.1999
Дата вступления в силу: 29.12.2002
Применяется с: 01.01.2003 (Россия)
01.04.2003 (Шри-Ланка)

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Южно-Африканской Республики от 27.11.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход"

Дата заключения: 27.11.1995
Дата вступления в силу: 26.06.2000
Применяется с: 01.09.2000 (ЮАР)
01.01.2001 (Россия)

Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии от 18.01.1986 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"

Дата заключения: 18.01.1986
Дата вступления в силу: 27.11.1986
Применяется с: 01.01.1987

Механизм налогообложения при наличии международного договора

Если международное соглашение существует, то налог на доход, полученный россиянином в другом государстве и уплаченный им на его территории, принимается в зачет и в России. Порядок регламентирован пунктами 2-4 статьи 232 НК.

Процедура осуществляется по следующим правилам:

  1. зачет налога на доход, уплаченного резидентом РФ в другой стране, производится по завершении налогового периода;
  2. для учета проведенного взноса, налогоплательщик обязан предоставить в ФНС декларацию, в которой следует указать сумму, уплаченную в иностранном государстве;
  3. подать декларацию допускается на протяжении 3 лет после завершения периода, в котором была обретена прибыль, облагаемая налогом.

К декларации в обязательном порядке прилагаются документы, удостоверяющие сумму имеющегося дохода и факт погашения налогового сбора. Бумаги требуется перевести на русский язык и удостоверить этот момент в нотариате.

В подтверждающих документах должна быть зафиксирована следующая информация:

  • разновидность дохода;
  • размер прибыли;
  • год, в котором был обретен доход;
  • сумма налогового взноса;
  • дата погашения сбора в иностранном государстве.

Например, в качестве удостоверяющих документов, может быть предъявлена декларация, поданная в налоговую службу другой страны и платежная квитанция о перечислении налогового взноса. Бумаги также подлежат переводу на русский язык с обязательным заверением у нотариуса.

Особенности налогообложения недвижимого имущества и доходов с него

Отдельно стоит сказать о схеме защиты от двойного налогообложения, разработанной в отношении недвижимости и дохода, получаемого с нее. Например, арендной платы.

Важны 4 момента:

  1. недвижимость облагается налогом как актив;
  2. прибыль от объекта облагается сбором на доход, установленный в стране его расположения;
  3. государство, в котором проживает владелец недвижимости либо освобождает его от налога, либо производит зачет суммы, уплаченной в другой стране;
  4. в соглашение об избежании ДН в обязательном порядке вносится подробное описание указанных условий.

Скажем, гражданин РФ обладает недвижимостью, расположенной в США. В этом случае сумма сбора, уплаченная в другом государстве, будет вычтена из размера налога, положенного к погашению в России. Последний рассчитывается по стандартной ставке 13% от дохода и требует обратного действия - вычета этого процента из суммы зарубежного налога. При этом заграничный взнос не может быть меньше российского. Если подобное произойдет, то недостающую часть придется оплатить, но уже в РФ.

Бизнес-деятельность на основании любого соглашения осуществляется по единым требованиям. Правила гласят, что налоговый сбор подлежит погашению в стране, выступающей источником прибыли.

Но при следующих условиях:

  • лицо, получившее доход, не выступает резидентом другой державы;
  • прибыль приобретена через постоянное представительство.

Доход, получаемый на основании последнего пункта, подлежит налогообложению. При этом представительство предполагает, что предпринимательская деятельность локализуется в конкретном месте. Иначе говоря, имеет постоянную площадку, помещение.

Еще один важный момент - большая часть деятельности должна осуществляться именно через эту локацию. Причем если работы носят вспомогательный характер, то о представительстве говорить нельзя.

Например, если помещение используется для закупки, хранения, демонстрации, поставки товаров, то обязанности по оплате налога лишь одному государству в этом случае не возникает. Даже если площадка имеет вид благоустроенного офиса. Прибыль подобной организации не будет подвергнута иностранному налогообложению.

Максимальный размер зачета

Максимальная сумма зачета выявляется следующим образом:

  1. выясняется, подлежит ли налоговый сбор, оплаченный в иностранном государстве, зачету при погашении налога внутри страны резидента;
  2. вычисляется максимальный размер зачета с расчетом его ограничения;
  3. находится наименьший размер из суммы взносов, уплаченных в другой стране, и максимальной суммы зачета.

Если фирма погашает налоговый сбор в размере, превышающем максимальную сумму, то этот взнос для иностранного зачета не принимается.

Избежать необходимости погашения налогов в двойном размере можно лишь при наличии международного договора с той страной, где находятся активы резидента РФ. В этом случае сумма, оплаченная в границах другой державы, будет учтена ФНС России. А вот отсутствие соглашения об избежании ДН означает, что гражданину РФ потребуется оплатить налоговый сбор 2 раза - в стране проживания и на территории государства, где он получил какой-либо доход.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства - получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) (как физических лиц, так и юридических лиц, и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

Прибыль от коммерческой деятельности;

Дивиденды;

Проценты;

Доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

Доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

Других доходов;

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К ос обым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

При наличии соглашения прибыль от коммерческой деятельности, извлекаемая в одном договаривающемся государстве лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в первом государстве только, если она получена через расположенное там его постоянное представительство (постоянное представительство иностранной организации) и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства. В таком подходе находит свое применение принцип территориальности, в соответствии с которым на территории одного государства налогом облагается лишь прибыль, полученная из источников, расположенных на территории этого государства. Применение данного принципа международных соглашений обычно конкретизируется следующим образом: «Если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве осуществляет коммерческую или иную хозяйственную деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было отдельным и самостоятельным лицом, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность при таких же или подобных условиях и действующим совершенно самостоятельно». Таким образом, с одной стороны, не относятся к прибыли представительства те виды прибыли, которые лицо получает из источников в данной стране независимо от деятельности указанного представительства, а с другой стороны, предотвращается возможное занижение объемов прибыли, получаемой лицом от деятельности своего постоянного представительства.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».