Почтоматы ENGY - современные терминалы почтового самообслуживания. Вы можете оплатить заказанный товар наличными или пластиковой картой

Идея создать в России сеть постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. В июне 2010 года было учреждено ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которое стало работать под торговой маркой PickPoint. «Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», — вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» — венчурные фонды и несколько частных инвесторов. «Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», — рассказывает Романова. По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо — Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Он отказался общаться с РБК для этой статьи. Другие совладельцы — компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% — Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам. «Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы — это была вынужденная мера», — вспоминает Романова. Но, по ее словам, у курьерской доставки есть несколько недостатков: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени. «В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», — объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12-14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером. «Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30-50% ниже, чем через пункт выдачи», — утверждает Романова. «В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», — парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint

Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году

2,2 млн человек — число уникальных пользователей PickPoint

3,4 тыс. руб. — средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint

1,2 кг — средняя масса одной посылки

120 ячеек — размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек — в других регионах

40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

Источник: данные компании

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов — австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок. «Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, — рассказывает Романова. — Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС — 8 см, а у нас отправления по высоте больше — 10-15 см». Проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. В Эстонии закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.

Как запускали

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией. «Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», — говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Однако у постаматов есть и недостатки: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить. «Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», — сообщил РБК управляющий директор Lamoda Флориан Янсен. Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Гораздо сложнее было уговорить арендодателей, чем продавцов, вспоминает Романова. Поначалу торговые центры с подозрением относились к постаматам и не хотели сдавать под них площадь, хотя стандартный постамат на 80 ячеек занимает всего 4 кв. м. «Многие даже рассматривали нас как угрозу трафику: мол, зачем это люди в интернете будут покупать, а не в ТЦ?» — говорит Романова. Только к 2013 году, когда технология стала популярной, торговые центры увидели в постаматах конкурентное преимущество. «Они поняли, что постаматы могут работать как платежный терминал и генерировать новых покупателей», — говорит Романова (постамат принимает платежи не только за посылки, но и за сотовую связь и пр.). Правда, теперь ТЦ не основной арендодатель для PickPoint: около 65% постаматов установлено в супермаркетах. «Нам больше интересны магазины, в которые человек идет за хлебом, молоком и одновременно забирает свою посылку, — место, которое находится по пути домой», — объясняет Романова. По ее словам, самые загруженные постаматы находятся именно в спальных районах.

Как работает PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5-2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

В момент закладки в постамат либо доставки до пункта выдачи потребителю отправляется СМС, email или push-уведомление, что его заказ доставлен, а также сообщается срок хранения, режим работы точки, сумма к оплате и пр. Сроки доставки варьируются: в Москве и Московской области товар кладут в постамат, как правило, на следующий день после отправки из магазина, в других регионах этот срок от трех дней. Товар хранится в среднем трое суток, однако, если клиент не успел забрать заказ, постамат может продлить срок хранения на точке или переадресовать его на другую точку.

Кроме того, выяснилось, что клиенты, которые получают посылки в ПВЗ и в терминалах, — это разная целевая аудитория: первые старше, консервативнее и не всегда доверяют технике, а вторые моложе, мобильнее и не хотят тратить время на лишнее общение. В PickPoint приняли решение сотрудничать с независимыми сетями пунктов выдачи (Maxima Express, Boxberry) и «Ростелекомом», дав возможность подключенным интернет-магазинам доставлять товары не только в постаматы, но и в ПВЗ. На конец 2015 года таких партнерских ПВЗ было уже 715, а постаматов — 740.

В 2015 году PickPoint осуществил доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Компания не раскрывает финансовых показателей. «Мы вышли на окупаемость осенью 2014 года», — объясняет Романова. В нескольких интернет-магазинах Москвы, сотрудничающих с PickPoint, заявили, что базовый тариф на доставку в столичный постамат составляет для клиента 236 руб., а в регионы дороже, зависит от массы и расстояния. Если бы все 3 млн отправлений были доставлены PickPoint в Москве, то выручка компании должна была бы составить не менее 700 млн руб. без учета услуг по забору товара и приема платежей. Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб., подтвердила РБК ее пресс-служба.

Не пытайтесь это повторить

За пять лет работы PickPoint сумел создать крупнейшую в стране сеть постаматов. По данным компании J’son & Partners, PickPoint удерживает примерно 50-60% рынка постаматов в России. «Лидерство PickPoint на рынке объясняется тем, что в проект проинвестировали акционеры «СПСР Экспресс», самой крупной службы экспресс-доставки в России, — считает эксперт J’son & Partners Евгений Ицаков. — Фактически PickPoint выросла на базе сети СПСР: компания не выбивалась в лидеры, она сразу имела лидерское положение и сохраняет его до сих пор».

Вскоре после PickPoint на рынок в России вышли сети InPost (совместное предприятие Qiwi и польской InPost), а также Logibox, но ни одна из них не достигла больших успехов. По словам нескольких участников рынка, сеть Logibox переживает трудности. Корреспондент РБК убедился в том, что ее сайт не грузится, а телефоны не работают. InPost открыла 380 точек (на июнь 2015 года вторая по размерам сеть, после PickPoint). Гендиректор InPost Андрей Чечин объясняет, что запустить проект на рынке постаматов без очень тесных партнерских отношений с логистическими компаниями невозможно. InPost работает со СДЭК, DPD, «Пони Экспресс». «Нужна интеграция логистических процессов и информационных систем, а это дело затратное, долгое по времени и требующее ресурсов на поддержание», — предупреждает Чечин.

«Наши коллеги столкнулись с теми же проблемами, что и мы, сделав ставку на партнеров, а также не смогли решить главную проблему — эффективной магистральной доставки», — объясняет Романова. Около 70% магистральной доставки для PickPoint осуществляет «СПСР Экспресс» (по рыночным тарифам, подчеркивает Романова).

Перспективы применения постаматов связаны не только с ростом российского рынка интернет-торговли (сильно замедлившимся из-за кризиса), но и с внедрением возможности для простых граждан посылать через них посылки. Романова говорит, что PickPoint технически давно может принимать посылки от частных лиц в пользу других частных лиц, но все упирается в идентификацию клиента. «Иначе через сеть пойдет наркотрафик, а нам это не нужно», — объясняет она. Четкой и простой технологии идентификации клиента пока в России не придумали, а способ, который внедрял Logibox в сотрудничестве с «Почтой России», не сработал. «Они предлагали клиентам выпустить специальную банковскую карту для пользования постаматами с целью отправки посылок — это очень сложно», — считает Романова. Постаматы могут стать альтернативой «Почте России» для пересылки посылок от одного частного лица к другому, считает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Над запуском такой услуги в России уже задумывается и InPost, сообщил ее глава Чечин.

Несчастливы вместе

Сети постаматов в Москве и городах-миллионниках PickPoint развивала сама, а региональные столицы и города поменьше отдала партнерам, работавшим с PickPoint по агентскому договору. В начале 2013 года компания, у которой на тот момент было 440 постаматов, строила планы к концу 2015 года поставить 6,5 тыс. терминалов. Но не получилось: «Оказалось, что нет столько мест и таких партнеров в регионах», — объясняет Надежда Романова. Из 740 постаматов 210 принадлежат партнерам PickPoint. «Это бизнес для ленивых: агенты покупают оборудование, заключают договор аренды, устанавливают постамат, подключают его к интернету и электричеству и по большому счету забывают о нем, — рассказывает Романова. — Дальше мы их подключаем в единую сеть, осуществляем все логистические процессы, проводим все приемы платежей через наш модуль и платим агенту за выдачу заказа».

Романова отказалась раскрыть финансовые условия партнерства, но РБК нашел презентацию 2013 года, в которой потенциальным агентам рассказывается об условиях сотрудничества. Стоимость постамата на 58 ячеек в документе оценивается в 600 тыс. руб., а вознаграждение агента — в 65 руб. за выдачу каждого отправления. Компания утверждает, что текущая окупаемость наступает через 3-6 месяцев, а возврат инвестиций — в пределах двух лет.

Но, по словам Романовой, ставка на агентов себя не оправдала: многие из них плохо изучали трафик мест для установки терминалов, долго искали подходящие помещения: «Бывали случаи, что проходило по 4-5 месяцев от продажи терминала до начала его работы». Агент, с которым поговорил РБК, тоже недоволен: «Нерентабельный бизнес: иногда комиссия не покрывает расходы на аренду, — жалуется Андрей Мершиев из Новороссийска, ставший партнером PickPoint в начале 2014 года. — Проще деньги на депозит в банк положить».

Наталья Суворова

Читайте и смотрите также:

Их преимущество заключается в том, что посылку доставляют в автоматизированные терминалы, откуда заказчик в течение 3-х дней может забрать ее в любое удобное время, безо всяких очередей, и оплатить товар в терминале наличными или банковской картой. В Европе Постаматы распространены уже давно и их устанавливают на улицах, для России – это новый бизнес и Постаматы стараются установить в людных освещенных местах с большой проходимостью – в торговых центрах, супермаркетах. Подобное логистическое решение доставки товаров распространено в 23 странах мира.

PickPoint – логистическая компания по доставке товаров из 650 Интернет-магазинов и каталогов через посылочные терминалы. Организована в 2010 году, в 2012 запустила франчайзинговую программу. Идею основатели компании увидели в Германии, где у Deutshe Post свыше 10 лет существует автоматизированная система выдачи товара, с 2,5 тысячами терминалов, через которые проходит 40% операций по выдаче мелких посылок. Компания PickPoint первоначально вложила $7 миллионов, создав первую в России компанию в этой сфере бизнеса, которая на данный момент включается в себя 705 Постаматов в 130 российских городах, при этом, за 2013 год сеть увеличилась в 2 раза – с 350 до 705 точек. Первый Постамат был установлен в Москве 29 ноября 2010 года, став инновационным прорывом в области доставки в России. Клиенты доставки PickPoint – многие крупнейшие Интернет-магазины, среди которых Lamoda.ru, Heverest.ru, Sotmarket.ru, MyToys.ru, Rendez-vous, Красный Куб, Ecco, международные компании Yves-Rocher, Quelle, Mary Kay, Avon и Oriflame, а также 700 других Интернет-магазинов и каталожных компаний.

Согласно статистике, 26% покупателей делают повторные заказы в течение 3 месяцев с доставкой через постаматы. В последние годы в России много нареканий и к почте, в связи с таможенными проблемами, и к курьерской доставке, в связи с автомобильными пробками и нехваткой курьеров. Компания PickPoint интересна тем, что как раз решает проблему «последней мили» – так называют последний этап доставки товара непосредственно к клиенту. Один курьер привозит в терминал 30-50 отправлений, и экономия для Интернет-магазинов с помощью Постаматов составляет на последнем этапе доставки до 30%, а число возвратов товара снижается с 12% до 3%. Кроме того, в связи с тем, что курьер не имеет дело с наличными деньгами, снижается процент воровства. Средний чек доставки – 2000 руб. Один Постамат выдает покупателям около 800 отправлений в месяц. По данным российской статистики: каждый второй клиент отказывается от покупки в Интернет-магазинах из-за отсутствия вариантов и дороговизны доставки. Постаматы помогают решить эту проблему.

Объем российского рынка доставки товаров на сегодняшний день – порядка 150 миллионов отправлений в год. PickPoint намеревается в течение трех лет забрать на свои постаматы – 15% этого рынка, к 2015 году обеспечить количество постаматов – на уровне доступности в 15 минут для 85% населения. Несмотря на то, что подобная доставка еще в новинку в России, эксперты, учитывая, что рынок Интернет-торговли постоянно растет, считают данный вид бизнеса, а, следовательно, и подобную франшизу, перспективной.

Об этом перспективном секторе бизнеса, о новых тенденциях рассказывает Григорий Френкин, заместитель Генерального директора по коммерческим вопросам PickPoint:

Как вы расцениваете тот сектор бизнеса, в котором работает ваша компания – какой объем рынка, сколько игроков на нем сейчас представлено, какие новые тенденции?

Суммарный оборот интернет-магазинов в России за 2012 год составил 350,6 млрд. рублей, а динамика роста 36%. По данным InSales.ru: успешно работало около 32,5 тысячи розничных интернет-магазинов. Все эти цифры говорят о перспективности Российского рынка e-commerce, поэтому его изучают и на него выходят крупные иностранные игроки – американские, британские, китайские, такие как Ebay, Amazon, Asos, Ali Express и другие, что скажется в будущем на дополнительном увеличении объема рынка.

Каждый заказ должен быть доставлен получателю, поэтому спрос на логистику для e-commerce постоянно растет. Доставку осуществляют 4 канала: почта, курьерские компании, пункты выдачи и Постаматы. Интернет игроки придерживаются мнения, что все 4 канала доставки должны быть представлены на выбор покупателю, тем самым, давая ему вариативность и альтернативу.

Чем Постаматы могут заинтересовать потребителей?

Я назову факторы, по которым покупатели выбирают Постамат:

  • Альтернативный канал доставки, позволяющий распоряжаться своим временем и не подстраиваться под график приезда курьера. Всегда предсказуемый срок поступления товара в Постамат.
  • Удобство и свобода выбора времени получения заказа за счет времени работы супермаркетов и торговых центров, где они расположены.
  • Оплата и получение заказа в одном месте – непосредственно в терминале.
  • Быстро – процесс получения заказа вместе с оплатой займет менее минуты.
  • Совмещение «приятного с полезным» - покупки продуктов, товаров для дома или другие покупки и получения заказов.

Как появилась идея создания вашей компании?

Идея пришла непосредственно из рынка доставки для дистанционной торговли. ТОП-менеджмент PickPoint, начиная с 2001 года, выстроил в компании СПСР-ЭКСПРЕСС (один из лидеров на рынке экспресс-доставки) услугу доставки для интернет-магазинов (впервые в России, ранее у курьерских компаний такой сервис отсутствовал), поэтому опыт работы в данном сегменте у нас большой, что способствовало разработке бизнес-схемы, построению логистической цепочки и выходу на рынок с новым логистическим решением.

Оценив ситуацию на динамично развивающемся рынке, мы выявили, что доставка товаров до покупателей – один из сдерживающих факторов развития, особенно в регионах, когда при доставке почтой – неопределенные сроки, но экономично, а курьерская доставка – в экспресс режиме, но дорого, поэтому не хватало «золотой середины», чтобы доставка была бы скоростной, но при этом дешевле курьерской.

Начав прорабатывать проект, мы обнаружили, что аналоги уже есть на Европейском рынке, но для России мы были первопроходцами. Развитие сети происходило собственными ресурсами на базе собственной сети Постаматов, но за динамикой рынка и спросом PickPoint не успевал, поэтому было принято решение развиваться параллельно по направлению агентской сети, когда наши партнеры смогут принять участие в бизнесе, развить сеть Постаматов у себя в регионе, тем самым, обеспечив расширение географии доставки PickPoint. Поэтому задача компании – не продать оборудование с наценкой и получить прибыль, а развить сети доставки, т.к. PickPoint – это, в первую очередь, логистическая компания. Россия на сегодняшний день входит в ТОП-10 стран, которые начали развивать данное инновационное направление доставки.

Сколько на сегодняшний день у вас своих точек и сколько по франшизе?

Сеть PickPoint составляет ориентировочно 420 Постаматов. Собственные Постаматы установлены только в городах-миллионниках, остальные города – это покрытие агентской сети, ведь рынок e-commerce в регионах в последние годы активнее развивается, чем on-line торговля в мегаполисах, из-за ограниченного наличия товара в offline ритейле. Пока пропорции 60% – собственные, 40% – агентские Постаматы, но они будут перераспределены в сторону агентских.

С января 2012 года стартовала франчайзинговая сеть Постаматов PickPoint в Украине, первые Постаматы были установлены в Киеве. В планах на ближайшую перспективу покрыть Казахстан и Белоруссию, поэтому поиск партнеров мы ведем и по направлению ближайшего зарубежья.

Что нужно франчайзи для открытия бизнеса по вашей франшизе?

Самое важное, это поиск территории для установки Постамата (от 3 кв.м., как правило, в супермаркетах), т.к. от этого будет зависеть оборот терминала, поэтому он должен быть установлен в местах «народных троп», а не в фешенебельных торговых центрах, и подвести интернет и электричество к месту установки Постамата. В процессе работы агенту необходимо контролировать исправность деятельности оборудования. Всю логистическую цепочку полностью осуществляет PickPoint (доставка и загрузка отправлений в Постамат), не обременяя агента, а клиентам (интернет-магазинам и покупателям) предоставляя полный мониторинг доставки на каждом этапе следования отправления. Агенту предоставляется доступ к web рабочему месту, где он может в режиме online отслеживать статистику своего Постамата.

Расскажите подробнее об основной концепции компании на 2014 год – «Постамат – личный почтовый ящик около дома»?

Концепция самой бизнес-модели – это доступность и близость к населению, чтобы покупатель мог забрать заказ в соседнем супермаркете. Если говорить в цифрах, то Постаматы должны быть установлены в 15 минутной шаговой доступности к 85% экономически-активного населения – это цель. Постаматы продвигают сами себя и обеспечивают популяризацию среди населения, тем самым, если больше Постаматов, то и выше их заполняемость.

Как мы уже говорили, нам не нужно продать большое количество Постаматов, наша задача – построить эффективную всероссийскую сеть Постаматов, поэтому PickPoint советует при выборе мест установки, чтобы потоки отправлений не пересекались, а наоборот, Постамат был установлен в максимально востребованном месте. В 2014 году упор будет сделан не на открытие новых городов доставки, а на увеличение концентрации Постаматов в уже запущенных городах. Это позволит пользоваться Постаматами большому количеству людей.

Как вы решаете вопрос доставки посылок из зарубежных интернет-магазинов?

При доставке грузов из-за границы, PickPoint работает с авторизованными компаниями (к примеру, СПСР-ЭКСПРЕСС), поэтому логистика первой мили и таможенные процедуры возлагаются на партнера, а по территории России доставка растаможенного товара осуществляется уже силами PickPoint.

Создание сети постаматов, где покупатели книг, сапог и секс-игрушек могут забрать свои товары, выглядит хорошей бизнес-идеей. Но не заручившись поддержкой крупного логистического оператора за это браться не стоит

За пять лет работы PickPoint (на фото — директор компании Надежда Романова) сумела создать крупнейшую в стране сеть постаматов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Как придумали

Идея создать в России сеть постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. В июне 2010 года было учреждено ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которое стало работать под торговой маркой PickPoint. «Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», — вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» — венчурные фонды и несколько частных инвесторов. «Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», — рассказывает Романова. По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо — Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Он отказался общаться с РБК для этой статьи. Другие совладельцы — компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% — Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам. «Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы — это была вынужденная мера», — вспоминает Романова. Но, по ее словам, у курьерской доставки есть несколько недостатков: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени. «В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», — объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12-14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером. «Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30-50% ниже, чем через пункт выдачи», — утверждает Романова. «В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», — парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint

Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году

2,2 млн человек — число уникальных пользователей PickPoint

3,4 тыс. руб. — средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint

1,2 кг — средняя масса одной посылки

120 ячеек — размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек — в других регионах

40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

Источник: данные компании

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов — австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок. «Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, — рассказывает Романова. — Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС — 8 см, а у нас отправления по высоте больше — 10-15 см». Проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. В Эстонии закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.


Как запускали

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией. «Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», — говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Однако у постаматов есть и недостатки: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить. «Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», — сообщил РБК управляющий директор Lamoda Флориан Янсен. Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Гораздо сложнее было уговорить арендодателей, чем продавцов, вспоминает Романова. Поначалу торговые центры с подозрением относились к постаматам и не хотели сдавать под них площадь, хотя стандартный постамат на 80 ячеек занимает всего 4 кв. м. «Многие даже рассматривали нас как угрозу трафику: мол, зачем это люди в интернете будут покупать, а не в ТЦ?» — говорит Романова. Только к 2013 году, когда технология стала популярной, торговые центры увидели в постаматах конкурентное преимущество. «Они поняли, что постаматы могут работать как платежный терминал и генерировать новых покупателей», — говорит Романова (постамат принимает платежи не только за посылки, но и за сотовую связь и пр.). Правда, теперь ТЦ не основной арендодатель для PickPoint: около 65% постаматов установлено в супермаркетах. «Нам больше интересны магазины, в которые человек идет за хлебом, молоком и одновременно забирает свою посылку, — место, которое находится по пути домой», — объясняет Романова. По ее словам, самые загруженные постаматы находятся именно в спальных районах.


Как работает PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5-2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

В момент закладки в постамат либо доставки до пункта выдачи потребителю отправляется СМС, email или push-уведомление, что его заказ доставлен, а также сообщается срок хранения, режим работы точки, сумма к оплате и пр. Сроки доставки варьируются: в Москве и Московской области товар кладут в постамат, как правило, на следующий день после отправки из магазина, в других регионах этот срок от трех дней. Товар хранится в среднем трое суток, однако, если клиент не успел забрать заказ, постамат может продлить срок хранения на точке или переадресовать его на другую точку.

Кроме того, выяснилось, что клиенты, которые получают посылки в ПВЗ и в терминалах, — это разная целевая аудитория: первые старше, консервативнее и не всегда доверяют технике, а вторые моложе, мобильнее и не хотят тратить время на лишнее общение. В PickPoint приняли решение сотрудничать с независимыми сетями пунктов выдачи (Maxima Express, Boxberry) и «Ростелекомом», дав возможность подключенным интернет-магазинам доставлять товары не только в постаматы, но и в ПВЗ. На конец 2015 года таких партнерских ПВЗ было уже 715, а постаматов — 740.

В 2015 году PickPoint осуществил доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Компания не раскрывает финансовых показателей. «Мы вышли на окупаемость осенью 2014 года», — объясняет Романова. В нескольких интернет-магазинах Москвы, сотрудничающих с PickPoint, заявили, что базовый тариф на доставку в столичный постамат составляет для клиента 236 руб., а в регионы дороже, зависит от массы и расстояния. Если бы все 3 млн отправлений были доставлены PickPoint в Москве, то выручка компании должна была бы составить не менее 700 млн руб. без учета услуг по забору товара и приема платежей. Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб., подтвердила РБК ее пресс-служба.

Не пытайтесь это повторить

За пять лет работы PickPoint сумел создать крупнейшую в стране сеть постаматов. По данным компании J’son & Partners, PickPoint удерживает примерно 50-60% рынка постаматов в России. «Лидерство PickPoint на рынке объясняется тем, что в проект проинвестировали акционеры «СПСР Экспресс», самой крупной службы экспресс-доставки в России, — считает эксперт J’son & Partners Евгений Ицаков. — Фактически PickPoint выросла на базе сети СПСР: компания не выбивалась в лидеры, она сразу имела лидерское положение и сохраняет его до сих пор».

Вскоре после PickPoint на рынок в России вышли сети InPost (совместное предприятие Qiwi и польской InPost), а также Logibox, но ни одна из них не достигла бо льших успехов. По словам нескольких участников рынка, сеть Logibox переживает трудности. Корреспондент РБК убедился в том, что ее сайт не грузится, а телефоны не работают. InPost открыла 380 точек (на июнь 2015 года вторая по размерам сеть, после PickPoint). Гендиректор InPost Андрей Чечин объясняет, что запустить проект на рынке постаматов без очень тесных партнерских отношений с логистическими компаниями невозможно. InPost работает со СДЭК, DPD, «Пони Экспресс». «Нужна интеграция логистических процессов и информационных систем, а это дело затратное, долгое по времени и требующее ресурсов на поддержание», — предупреждает Чечин.

«Наши коллеги столкнулись с теми же проблемами, что и мы, сделав ставку на партнеров, а также не смогли решить главную проблему — эффективной магистральной доставки», — объясняет Романова. Около 70% магистральной доставки для PickPoint осуществляет «СПСР Экспресс» (по рыночным тарифам, подчеркивает Романова).

Перспективы применения постаматов связаны не только с ростом российского рынка интернет-торговли (сильно замедлившимся из-за кризиса), но и с внедрением возможности для простых граждан посылать через них посылки. Романова говорит, что PickPoint технически давно может принимать посылки от частных лиц в пользу других частных лиц, но все упирается в идентификацию клиента. «Иначе через сеть пойдет наркотрафик, а нам это не нужно», — объясняет она. Четкой и простой технологии идентификации клиента пока в России не придумали, а способ, который внедрял Logibox в сотрудничестве с «Почтой России», не сработал. «Они предлагали клиентам выпустить специальную банковскую карту для пользования постаматами с целью отправки посылок — это очень сложно», — считает Романова. Постаматы могут стать альтернативой «Почте России» для пересылки посылок от одного частного лица к другому, считает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Над запуском такой услуги в России уже задумывается и InPost, сообщил ее глава Чечин.


Несчастливы вместе

Сети постаматов в Москве и городах-миллионниках PickPoint развивала сама, а региональные столицы и города поменьше отдала партнерам, работавшим с PickPoint по агентскому договору. В начале 2013 года компания, у которой на тот момент было 440 постаматов, строила планы к концу 2015 года поставить 6,5 тыс. терминалов. Но не получилось: «Оказалось, что нет столько мест и таких партнеров в регионах», — объясняет Надежда Романова. Из 740 постаматов 210 принадлежат партнерам PickPoint. «Это бизнес для ленивых: агенты покупают оборудование, заключают договор аренды, устанавливают постамат, подключают его к интернету и электричеству и по большому счету забывают о нем, — рассказывает Романова. — Дальше мы их подключаем в единую сеть, осуществляем все логистические процессы, проводим все приемы платежей через наш модуль и платим агенту за выдачу заказа».

Романова отказалась раскрыть финансовые условия партнерства, но РБК нашел презентацию 2013 года, в которой потенциальным агентам рассказывается об условиях сотрудничества. Стоимость постамата на 58 ячеек в документе оценивается в 600 тыс. руб. , а вознаграждение агента — в 65 руб. за выдачу каждого отправления. Компания утверждает, что текущая окупаемость наступает через 3-6 месяцев, а возврат инвестиций — в пределах двух лет.

Но, по словам Романовой, ставка на агентов себя не оправдала: многие из них плохо изучали трафик мест для установки терминалов, долго искали подходящие помещения: «Бывали случаи, что проходило по 4-5 месяцев от продажи терминала до начала его работы». Агент, с которым поговорил РБК, тоже недоволен: «Нерентабельный бизнес: иногда комиссия не покрывает расходы на аренду, — жалуется Андрей Мершиев из Новороссийска, ставший партнером PickPoint в начале 2014 года. — Проще деньги на депозит в банк положить».

Презентация: Постаматы - решения под ключ для бизнеса (PDF)

Производство постаматов является одним из инновационных направлений бизнеса. Эти устройства разработаны и используются для выдачи и приема товаров, заказанных в Интернете, что в конечном итоге позволяет значительно оптимизировать затраты на их доставку. Это особенно актуально в настоящее время, когда рынок заказов в Интернете ежегодно растет на 30%. Поспешить и купить постамат сейчас - значит сэкономить огромное количество времени и денег в будущем!

Постамат – это программируемое устройство, представляющее собой электронный терминал со множеством ячеек. Отправка почтовых отправлений с его помощью предполагает регистрацию в системе путем ввода логина и пароля, после которой и осуществляется отправка посылок. Получение заказа происходит при помощи введения специального индивидуального пин-кода, который отправляется клиенту в смс-сообщении или электронном письме.

Функционирование постамата предполагает возможность его полной адаптации к требованиям клиента.

Фотографии изготовленных нами постаматов:










Основные функции и преимущества постаматов

Как правило, данные автоматы устанавливаются в общественных местах с большим количеством людей, чтобы обеспечить максимальный доступ пользователей к их возможностям. Постаматы позволяют:

  • получать и отправлять посылки;
  • приобретать и получать продукцию, реализуемую интернет-магазинами;
  • арендовать ячейки для кратковременного хранения получаемой корреспонденции.

Одно из главных качеств постаматов – значительное снижение издержек на услуги курьерских компаний и доставку клиентских заказов. В зависимости от конфигурации оборудования и программного обеспечения, в одно устройство можно заложить от 40 до 200 и более заказов.

Почтоматы выгодны и с точки зрения экономии времени на доставке разнообразных товаров и позволяют использовать их потенциал круглосуточно. При наличии разветвленной сети пользователи могут выбирать для себя наиболее удобно расположенные постоматы, например, в ближайшем ТЦ.

Эти устройства оснащены платежными модулями, значительно ускоряющими и упрощающими расчет за приобретенный товар непосредственно на месте его получения. Кроме того, они дают возможность отправлять посылки самостоятельно.

ПО для постаматов разрабатывается и устанавливается конкретно под требования заказчиков оборудования. Помимо этого, имеется возможность использования дополнительных модулей, таких, к примеру, как принтеры этикеток.

Сферы применения постаматов

Наша компания предлагает не только стандартные постаматы для выдачи интернет-заказов, но и специфические решения для различных сфер бизнеса.

Постаматы для химчисток и прачечных

С помощью данного оборудования вы сможете вывести вашу компанию на качественно новый уровень. Как это работает:

  • Устанавливаете постамат в месте с большой проходимостью (например, в торговом центре или супермаркете);
  • Оповещаете ваших постоянных и потенциальных клиентов о возможности оставить вещи для чистки в этом постамате;
  • Клиенты, с помощью интерфейса постамата, сдают грязные вещи, выбирают необходимую услугу и оплачивают её стоимость (наличными или банковской картой);
  • Вам приходит оповещение о поступлении нового заказа. Забираете вещи, выполняете заказанные клиентом услуги и возвращаете вещь в постамат;
  • Клиенту приходит оповещение о том, что его одежда готова к выдаче. Он может забрать её в удобное для него время!

В итоге: вам потребуется нанять курьера для забора и доставки вещей, но при этом вы сократите расходы на аренду площади, увеличите количество и лояльность клиентов.

Постаматы для жилищных комплексов

Это предложение подойдёт строительным и управляющим компаниям, а также ТСЖ. В наше время люди постоянно заказывают различные товары из интернет-магазинов с доставкой на дом, но зачастую им приходится подстраиваться под курьера, чтобы принять свой заказ. После установки постамата во дворе или подъезде жилищного комплекса, его жители навсегда забудут об этой проблеме!

Благодаря установке постамата, строительная компания может повысить привлекательность продаваемого жилья для покупателей, а ТСЖ - получать дополнительный доход за пользование постаматом и сделать жизнь своих собственников немного лучше!

Почтоматы для выдачи еды

Решение для кафе, заведений формата "стрит-фуд". Устанавливается непосредственно в вашем заведении. Принцип работы очень прост:

  • Клиент оформляет заказ через мобильное приложение и ожидает оповещения о готовности;
  • Вы готовите заказ и размещаете его в постамате;
  • Клиенту приходит оповещение о готовности заказа;
  • Он приходит и забирает свой заказ, оплата производится наличными, с помощью банковской карты или онлайн прямо в приложении!

Каждая ячейка постамата для еды может быть оборудована системой подогрева или охлаждения, для поддержания необходимой температуры!


Почему стоит купить постамат именно у нас?

Компания "Виоланта" лично занимается разработкой и производством постаматов. Наши специалисты производят настройку и оптимизацию камер хранения под любые проекты, что позволит существенно уменьшить расходы на содержание курьерской службы, организацию доставки товаров, значительно сократить очереди при отправлении посылок и их получении в пунктах выдачи товаров. Только у нас вы можете купить постамат по цене производителя, без каких-либо переплат и дополнительных издержек!

Наши почтовые автоматы изготовляются сварным способом в антивандальном исполнении. Стандартная толщина применяемой стали – 1,5 мм. Возможно использование материала с иными параметрами.