Международное валютное право. Международное частное валютное право. Валютные институты Европы

1. Понятие и источники международного валютного права

Международные валютные отношения являются важной частью системы международных экономических отношений. Сегодня практически невозможно представить международное экономическое сотрудничество во всех его направлениях (торговое, производственное, научно-техническое, инвестиционное и т. п) без использования валюты. Как известно, валюта - это денежные единицы стран, участвующих в международном экономическом сотрудничестве. Национальная валюта отдельных государств имеет международную стоимость, которая отражается в ее валютном курсе (доллар США, евро) в денежных единицах данной страны.

Доминирование той или иной валюты в международных экономических отношениях - это важный вопрос, который решается в остром соперничестве отдельных государств или их групп. Так, еще в 1979 г. стала функционировать Европейская валютная система (ЕВС), которая включала восемь из десяти стран ЕЭС (кроме Англии и Греции). Сначала эта система базировалась на марке ФРГ как противостояние доллару США. Позже основой ЕВС стала Европейская валютная единица - ЭКЮ.

Валютные отношения между странами - участницами бывшего СЭВ базировались на переводному рубли, а также в национальных валютах стран бывшей системы социалистических стран.

Решения валютных проблем в определенный образ влияет на решение не только экономических, но и сугубо политических вопросов. Так, вопрос вступления или не вступления Италии в ЕВС стало причиной изменения в 1978 г. в ней правительства. Вопрос об определении позиции Англии в ЕВС тоже стало причиной острых дискуссий в ее правительстве и парламенте в 1981-1983 гг.

Сравнительно недавно, в сентябре 1992 г., возникли острые политические баталии в ряде стран ЕВС по поводу ратификации Маастрихтского договора. Как известно, он был подписан в декабре 1991 г. в голландском городке Маастрихт представителями 12 стран ЕВС. Ратификация договора в 1992 г. предусматривала создание политического и валютно-экономического, а в будущем - и оборонного союза нового качества, который должен опираться на общую денежную единицу - экю. Но в странах ЕВС к этому относились далеко не однозначно. Греция и Ирландия как чуть беднее страны были за ратификацию договора, поскольку в его пределах они могли значительно улучшить свое экономическое положение. Дания сделала заявление, что ею договор будет ратифицирован только при условии, если его ратифицируют все 12 государств-участников. ФРГ в этой ситуации вела себя спокойно, а во Франции проводился даже специальный референдум по этому поводу.

На международные валютные отношения существенно повлиял факт введения в Европе с 1 января 1999 г. единой денежной единицы - евро.

В то время произошла фиксация евро в безналичных расчетах стран - участников нового валютного союза. Для всех субъектов хозяйственной жизни 12 стран - членов этого союза (Австрии, Бельгии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Германии, Португалии, Финляндии и Франции) были введены параллельные расчеты в евро. Платежи в этой валюте осуществлялись для предприятий в форме безналичных переводов, для частных лиц - чеков. На начало 2002 г. на евро приходилось 20 % мирового валютного оборота, а совокупная доля резервов, номинированных в евро, составила около 13 %.

Следует отметить, что названные страны поставили к евро жестко фиксированные требования. Прежде всего, дефицит бюджета этих стран не должен превышать 3 % внутреннего валового продукта, а годовая инфляция - средний уровень инфляции в трех странах ес с самым низким уровнем инфляции (примерно 3-3,3 %) более чем на 1,5 %. Кроме того, страны, которые перешли на новую европейскую валюту, должны придерживаться установленных пределов колебаний валютных курсов в существующем механизме европейских валютных систем. Стабилизация государственных финансов и устранения взаимных ограничений на движение платежей и капиталов между странами - членами Евросоюза рассматривались как главный критерий готовности перехода стран к единой валюте на первом этапе ее введения.

Введение единой европейской валюты - серьезное противодействие доминированию в международных валютных отношениях американского доллара. Введение евро показало, что во многих странах, прежде всего европейских, его курс был значительно выше в 2002-2003 гг., чем курс доллара США.

Не только европейские страны, но и даже центральные банки азиатских стран, что, как известно, владеют 40 % мировых валютных запасов, заявили о замене большой части долларов на евро. Это довольно значительные суммы. Так, например, Китай, валютные резервы которого составляют 144 млрд долл. США, заявил, что в течение трех лет треть их заменит на евро. Несколько похожими были заявления Японии, Тайваня и других стран.

Наличные расчеты в евро, прежде всего в странах Евросоюза, начались уже в январе 2002 г. 300 млн граждан 12 стран - членов Европейского Союза (Великобритания, Дания, Швеция заявили, что будут пользоваться собственной валютой) осуществляют в настоящее время все расчеты в единой европейской денежной единицы. Изъятые из оборота в соответствующих странах бельгийские, французские и люксембургские франки, немецкие и финские марки, испанская песета, ирландский фунт, итальянская лира, голландский (голландский) гульден, португальское эскудо, австрийский шиллинг и греческая драхма. Однако обменивать деньги на евро центральные банки этих стран еще в течение 10 лет. А вообще введение евро - очень большая работа, ведь было напечатано 14,5 млрд банкнот стоимостью 640 млрд евро и отчеканено 50 млрд монет. Так, подсчитано, если, сложить все бумажные евро в длину, то получим ленту, которая 4 раза достигнет Луны и вернется обратно.

Если вести речь об Украине, то она, как и другие страны, осуществлять расчеты в евро. Это объясняется тем, что на торговлю нашего государства, прежде всего с европейскими странами, приходится значительная доля нашего внешнего торгового оборота. С этой целью банковские учреждения Украины уже открыли счета в евро, а также конвертируют в этой валюте сбережения. Приняты также меры по формированию в евро валютных резервов Национального банка Украины.

Важность валютных отношений, в свою очередь, обуславливает важность международного валютного права.

Международное валютное право зародилось на основе международного публичного и международного частного права. Его современное развитие связано с расширением и углублением международного экономического сотрудничества.

В отечественной и зарубежной юридической науке еще не выработана четкая название этой правовой отрасли, нормы которой регулируют международные валютно-финансовые отношения. Кроме названия «международное валютное право», в отношении этой отрасли еще употребляют термины «международное финансовое право», «международное валютно-финансовое право», «международное финансовое и валютное право», «право международных платежей и кредитов» и прочее. Однако само название «международное валютное право» в данном случае является наиболее удачной и точной.

Международное валютное право имеет свой предмет правового регулирования - международные валютные отношения. Они возникают по поводу валютных средств и ценностей, вращающихся в сфере международного сотрудничества государств или других субъектов. К валютным средствам относятся иностранная валюта наличными, платежные документы (чеки, векселя, тратты, депозитные сертификаты, аккредитивы и другие), в иностранной валюте ценные бумаги (акции, облигации, купоны, боны, золото и другие ценности. Валютные отношения, как известно, регулируются и международным частным правом, когда они возникают при участии негосударственных юридических лиц, граждан.

Для регулирования международных валютных отношений используются международно-правовые нормы, которые закрепляются в соответствующих соглашениях (например, Ямайские соглашения 1978 г. о переходе стран - членов Международного валютного фонда в багатовалютної системы).

Изложенное выше дает основания сделать вывод о том, что международное валютное право - это система международно-правовых норм и принципов, регулирующих международные валютные отношения.

Как и все правовые нормы, нормы международного валютного права имеют свои источники, в которых они юридически выражены, закреплены. К ним относятся международные договоры, решения международных организаций, судебная и арбитражная практика, международные обычаи.

Международные договоры - наиболее распространенное источник международного валютного права.

I МВП КАК ИНСТИТУТ МФП. ПОДИНСТИТУТЫ МВП.

Международная валютная системаодна из подсистем международной финансовой системы.

Международное валютное право «обслуживает» своим регу­лированием!отношения с участием субъектов международного права - государств и международных (межправительственных) организаций. (Отношения в валютной сфере, которые складыва­ются на частноправовом уровне, регулируются внутренним пра­вом соответствующих государств).

! Международные валютные правоотношения складываются по поводу статуса , обмена валют, правил функционирования валютных рынков . Между­народно-правовые нормы, которые регулируют эти аспекты образуют институт международного валютного права.

Основополагающими подинститутами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт поддержания валютных курсов; б) ин­ститут поддержания равновесия платежных балансов.(Шумилов)

(Регулирование: нормативное, принципы, правовые обычаи, неправовые формы.

(В силу международно-правового обычая гос-ва закрепили и расширили ряд прав: они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и на­звание денег - национальной валюты.

В международной валютной системе заметно использование неправовых норм, в том числе мягкого права (Шумилов)).)

    отношений, касающихся широкого круга участников , о них позже

    так и отношений, между двумя государствам .

2. Например, по двусторонним международным договорам одно государ­ство может, например, печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

1.Что касается главных договорных норм международного валютного права, установленных на многостороннем уровне, то, как отмечает Шумилов они со­стоят в том, что государства несут обязанность:

а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты;

б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ).

(Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Ко­нечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.)

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ: В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иност­ранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конверти­руемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в за­конодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канад- ский доллар, японская иена и др. Неконвертируемым пока явля­ется китайский юань.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах существуют ограничения на валютные операции только для резидентов.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ог­раничения конвертируемости валют по текущим операциям:

    ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте (ограничение платежей за услуги);

    ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов т.п .

II. I. МВФ (в продолжение подпункта)

Вообще договорные основы деятельности МВФ (правовая основа деятельности – Соглашение о создании МВФ, последние поправки – 1997г.). играют в рассматриваемом вопросе важную роль. Так, основными нормами валютного регулирования международного платежного баланса выступают нормы о квотах и взносах в МВФ :

Для каждого государства устанавливается квота, которая выражается в специальных правах заимствования.

Не реже раза в 5 лет - общий пересмотр квот Советом управляющих МВФ или по просьбе государства , если считает это целесообразным.

Для любого изменения квот необходимо большинство в 85% от общего числа голосов .

Устанавливается обязанность каждого государства:

- сотрудничать с МВФ и другими государствами и принимать правовые меры для обеспечения стабильности системы обменных курсов и валютных режимов

- избегать манипулирования обменными курсами для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами.

- стремиться содействовать стабильности

Значительное количество норм Соглашения об МВФ посвящено его депозитарной деятельности .

Каждое государство назначает свой цб депозитарием всех авуаров мвф в своей валюте. МВФ может хранить активы в депозитариях, назначаемых 5 государствами-членами, имеющими наибольшие квоты, и иных депозитариях по выбору МФП.

III АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МВП

Пробелом международного валютного нрава можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касаю­щихся валютных резервов государств . Государства самостоятель­но определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резер­вов отдельных государств обладают экстерриториальным эффектом , т.е. способны воздействовать на валютные курсы, между­народную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, нахо­дится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состо­яние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых норм), которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международное валютное право активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гар­монизируя его. Международное валютное право в каком-то смыс­ле состыковывает национальные валютные системы для обеспе­чения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Совокупность международно-правовых норм, касающихся правил конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов и т.п., составляет нормативный блок, который можно назвать международным валютным правом. В таком понимании международное валютное право – публично-правовой институт, институт международного финансового права.

В силу международно-правового обычая государства имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег – национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги – это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным ("невидимым") деньгам. К безналичным относятся деньги на текущих банковских счетах, которые служат основой чекового обращения, а также расчетов посредством кредитных (дебетовых) карточек. В наше время происходит становление денег будущего – "электронных денег", движение которых регулируется посредством компьютерных программ.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой – или даже вместо нее – определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность:

  • а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты;
  • б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно – без всяких ограничений – могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом – с прямыми и портфельными инвестициями. Однако как было показано выше, путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые – полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др. Неконвертируемым пока является китайский юань.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах существуют ограничения на валютные операции только для резидентов.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • требование к импортеру до заключения контракта депонировать в центральном банке или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт. Такое требование авансирования импорта увеличивает стоимость иностранной валюты по сравнению с ее прямой покупкой на свободном валютном рынке;
  • прямое распределение правительством или центральным банком иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • требование получать предварительное разрешение центрального банка на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • требование обязательной продажи центральным банком иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте (ограничение платежей за услуги);
  • ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его.

На частноправовом уровне валютные сделки (как правило, в форме купли-продажи иностранной валюты) совершаются либо на межбанковском рынке, либо на валютных биржах. Соответственно регулируется порядок таких сделок законодательством о банках и банковской деятельности, о биржах и биржевой деятельности, гражданскими и торговыми кодексами, законами о валютном регулировании, актами центральных банков, подзаконными актами. Весь этот законодательный массив в разных странах постепенно унифицируется и гармонизируется. Международный валютный рынок носит децентрализованный характер: сделки совершаются биржами и банками по унифицированным правилам.

Валютные биржи представляют собой предприятия, которые предоставляют площадку и услуги по совершению купли- продажи валюты – преимущественно со спекулятивными целями. Наиболее известны валютные биржи Лондона, Нью-Йорка, Токио, Сингапура, Гонконга, Франкфурта-на-Майне, Цюриха, Парижа, Брюсселя.

Масштабы валютных спекулятивных операций в наше время огромны. Большие закупки и (или) продажи иностранной валюты способны сильно повлиять на курсовое соотношение валют и их стабильность, что ударяет по экономике отдельных стран и даже регионов мира. В последнее десятилетие спекуляциями на биржах стали заниматься и банки, что, по мнению экспертов, послужило одной из причин финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. Как следствие, рассматривалось даже предложение ввести глобальный налог на спекулятивные операции банков, но оно не нашло поддержки.

Межбанковский валютный рынок обеспечивает круглосуточную куплю-продажу валюты для текущих нужд банков, для финансирования проектов с участием банков, предоставления займов и т.п. Масштаб валютных сделок составляет порядка 3 трлн долл, в день. Сделки купли-продажи валюты банками совершаются по согласованным правилам и могут предусматривать: а) немедленную поставку валюты (т.е. на второй рабочий день со дня заключения сделки; такие сделки называются сделками "спот"); б) срочные поставки валюты – по форвардным сделкам (например, по сделкам "своп", когда одновременно, единой сделкой, покупается одна валюта и продается другая). Курсовое соотношение валют по сделкам "спот" и форвардным сделкам – различно.

Как правило, у каждого крупного банка имеется банк- корреспондент за рубежом (или несколько таких банков-корреспондентов) и на основании межбанковского договора в банке (банках)-корреспондентах открываются счета по каждой иностранной валюте. Такие счета называются счетами "ностро" (nostro – "наш").

Центральные банки нередко повышают процентные ставки, чтобы привлечь иностранную валюту в страну, а это, в свою очередь, сказывается на внутреннем обменном курсе.

Можно сделать вывод, что основополагающими институтами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов; б) институт поддержания равновесия платежных балансов.

В рамках международного валютного права государства в силу международно-правового обычая закрепили и расширили целый ряд суверенных прав. Они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег - национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги - это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным («невидимым») деньгам. К безналичным относятся деньги на банковских счетах, которые учитываются в виде записей на счетах и обращаются путем списания с одного счета и зачисления на другой счет.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой - или даже вместо нее - определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой. Общая - коллективная - денежная единица складывается, как правило, на основе «корзины» национальных валют.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность: а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты; б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом - с прямыми и портфельными инвестициями. Однако путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах (в том числе в России) существуют ограничения на валютные операции только между резидентами.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • требование к импортеру до заключения контракта депонировать в ЦБ или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт;
  • прямое распределение правительством или ЦБ иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • требование получать предварительное разрешение ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • требование обязательной продажи ЦБ иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте;
  • ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его. Международное валютное право в каком-то смысле состыковывает национальные валютные системы для обеспечения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Пробелом международного валютного права можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касающихся валютных резервов государств. Государства самостоятельно определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резервов отдельных государств обладают экстратерриториальным эффектом, т.е. способны воздействовать на валютные курсы, международную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, находится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состояние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых, норм) которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

Следует также обратить внимание на проблематику платежных балансов. С одной стороны, поддержание международно-правовыми средствами равновесия платежных балансов государств на двусторонней и многосторонней основе - предмет международного валютного права. С другой стороны, в явлении платежного баланса сходятся вопросы и проблемы правового обеспечения широкого комплекса международных финансовых отношений: платежно-расчетных, кредитных, долговых и т.п. В таком понимании международно-правовые нормы, касающиеся платежного баланса, предстают как комплексный институт, связывающий все прочие институты МФП.

Теория платежного баланса прошла длительную и сложную эволюцию. Первые попытки оценить международные экономические операции предпринимались еще в Великобритании в XIV в., когда был зафиксирован отток золота из страны. Само понятие платежного баланса впервые было введено в 1767 г. в экономическую теорию Джеймсом Стюартом. Первая официальная публикация платежного баланса была произведена в США в 1923 г. Большая работа по стандартизации методов составления платежных балансов была проделана Лигой Наций, которая в 1924 г. дала первую публикацию платежных балансов 13 стран за 1922 г. В 1927 году Лигой Наций были предложены рекомендации по международному сопоставлению внешнеэкономических показателей. За основу рекомендаций брались образцы платежных балансов США и Великобритании. В 1947 году в качестве документа ООН была опубликована схема составления платежных балансов. В последующем эта работа была продолжена МВФ.

Очень важно, чтобы государства вели платежный баланс максимально единообразно с тем, чтобы обеспечить сравнимость результатов. В этих целях МВФ разработал специальное Руководство по составлению платежного баланса в форме рекомендаций. В настоящее время действует Руководство МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции издания 2008 г. (6-е издание - РПБ 6). Государства - члены МВФ используют его в качестве основы для ведения своих платежных балансов (с некоторыми национальными особенностями счетоводства).

Можно предположить, что требования к содержанию и правилам ведения платежных балансов будут ужесточаться и унифицироваться. Россия после вступления в МВФ регулярно публикует свой платежный баланс. Платежный баланс ведется по принципу двойной записи, означающему, что каждая операция учитывается в балансе дважды: например, экспорт товара учитывается как уменьшение товарных активов взамен на возникновение задолженности покупателя. Платежный баланс представляет собой статистический документ - свод внешнеэкономических операций, которые резиденты государства в определенном году проводят с нерезидентами. Такие операции связаны с переходом права собственности на товары и услуги от резидентов к нерезидентам и обратно, выраженные в валюте. Таким образом, платежный баланс - это фактически валютный баланс государства, однако следует понимать, что в условиях отсутствия монополии внешней торговли платежный баланс отражает операции всех участников внешнеэкономических отношений.

В Российской Федерации составление платежного баланса возложено на ЦБ РФ (Банк России), который публикует этот документ на своем сайте, ежеквартально раскрывает информацию о динамике основных показателей (агрегатов) платежного баланса и раз в год до 15 мая представляет Государственной Думе в составе годового отчета валютное положение и платежный баланс РФ (ст. 25 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • понятие международного валютного права;
  • роль международного валютного права в современных условиях;
  • предмет и методы международного валютного права;
  • статус субъектов международного валютного права;
  • источники международного валютного права;
  • соотношение международного валютного права и валютного права Российской Федерации;

уметь

  • применять акты международного валютного права;
  • определять общественные отношения, подлежащие регулированию международным валютным правом;
  • определять права и обязанности субъектов международного валютного права;
  • применять источники международного валютного права;
  • разграничивать объекты правового регулирования международного валютного права и валютного права Российской Федерации;

владеть

  • навыками консультирования по вопросам применения норм международного валютного права;
  • методами анализа актов международного валютного права;
  • навыками правовой экспертизы норм международного права, регулирующих валютные отношения.

Понятие международного валютного права и его роль в современных условиях

В условиях мирового финансового кризиса возрастает значение международного валютного права, регулирующего международное сотрудничество государств в валютной сфере и содержащего международно-правовые принципы и нормы, регламентирующие деятельность государств по координации их действий в области валютных отношений.

Имевшие место в прошлом и ныне существующий кризисы обострили потребность в более эффективном правовом регулировании мировой экономики и обслуживающих ее международных валютно-финансовых отношениях как на государственном, так и на международном уровнях и доказали потребность в усилении многосторонних механизмов такого регулирования. В первую очередь требуется четкое правовое регулирование тех валютных отношений и операций, которые затрагивают интересы всех или большинства стран.

Международное финансовое (валютное) право должно сыграть положительную роль в своевременном выявлении надвигающихся кризисов, их предупреждении и преодолении возможных отрицательных последствий.

В условиях интеграции государств в мировую валютную систему усиливается роль международного валютного права, поэтому оно будет все больше утверждаться на региональном и универсальном уровне, что связано в том числе со стремлением многих развивающихся стран и государств с переходной экономикой устранить трудности, связанные со своими платежными балансами, и решить проблемы возврата по иностранным кредитам.

Для достижения этой цели необходимо эффективно использовать все международно-правовые средства, методы и механизмы международно-правового регулирования трансграничных перемещений иностранной валюты.

В трудах ученых были предложены разные наименования отрасли, регулирующей международные валютно-финансовые отношения: международное валютное право, международное финансово право, международное валютно-финансовое право, международное финансовое и валютное право, валютно-банковское право и т.д. Но наиболее часто в последнее время используется термин "международное финансовое право", который, по мнению ряда авторов, больше других подходит для данной отрасли, поскольку понятие "финансовые отношения" является более широким по своему содержанию, чем понятие "валютные отношения". Необходимо отметить, что содержание валютного права по-разному воспринималось и воспринимается доктриной. Общая цель различных концепций международного финансового права состоит в том, чтобы установить согласованный подход к регулированию многообразных валютно-финансовых отношений как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Рассмотрим некоторые из них.

Довольно большая группа юристов-международников придерживается концепции отнесения комплекса валютных норм к системе международного финансового права, либо выделяя в его рамках подотрасль "международное валютное право", либо рассматривая комплекс норм, регулирующих валютные правоотношения, в качестве особого института международного финансового права (Л. П. Ануфриева, Л. И. Волова, И. И. Лукашук, Е. А. Ровинский, О. А. Сафина, В. М. Шумилов).

Е. А. Ровинский еще в середине XX в. поднимал вопрос о целесообразности признания международного финансового права в качестве самостоятельной отрасли и определял международные финансовые отношения как межгосударственные отношения, а международные валютно-кредитные и финансовые организации в сфере международного финансового права признавал посредниками в отношениях государств .

И. И. Лукашук считает, что именно ввиду преобладания в системе финансовых правоотношений валютных отношений ряд авторов эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом .

Г. М. Вельяминов придерживается наименования "международное валютно-финансовое право", но и регулирование международных валютно-кредитно-платежных взаимоотношений государств рассматривает в системе международного торгового права. Далее он еще раз подтверждает, что включает международные валютные отношения в международное торговое право, а международное валютное право наряду с другими комплексами норм вводит в систему международного финансового права .

В. М. Шумилов в более ранних работах признавал международное валютное право вначале отраслью, потом подотраслью международного финансового права, а позже квалифицировал его как институт международного финансового права. Он отмечал, что применительно к международной валютной системе можно констатировать: комплекс международно-правовых норм в ней заметен и является приоритетным. Эти нормы и составляют международное валютное право как институт международного финансового права .

Он особо отмечал факт смешения отраслей международного финансового и валютного права: "Движение товаров и услуг сопровождается транснациональным движением валютнофинансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует международное финансовое право (как отрасль международного экономического права), иногда называемое международным валютным правом" . При этом он считает, что название "международное финансовое право" является более правильным, чем используемый в научной и учебной литературе термин "международное валютное право".

С точки зрения Л. П. Ануфриевой, "международное финансовое право выступает одной из динамично развивающихся подотраслей современного международного экономического права" . Она включает комплекс норм, регулирующих валютные отношения, в систему международного финансового права.

В то же время автор отмечает, что "валютное право" выделяется и в отечественной, и в зарубежной доктрине и поэтому следует провести соотношение "валютного права" с "международным финансовым правом". По ее мнению, нужно брать во внимание "ключевые аспекты понимания существа явления, именуемого “международным валютным правом”" .

О. А. Сафина на основе анализа особенностей международного валютного права приходит к заключению, что "его следует рассматривать в качестве института международного финансового права" .

Е. Е. Иванова включает международные валютные отношения в виды международных финансовых отношений, но при этом считает, что "международное финансовое право не следует отождествлять с международным валютным правом" .

Некоторые ученые (Л. А. Лунц, А. Б. Альтшулер, В. И. Лисовский) именуют совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные валютно-финансовые отношения, международным валютным правом. Они рассматривают международные кредитно-денежные и расчетные отношения именно как институты международного валютного права .

Благодаря их усилиям в 70–80 гг. XX в. активизировались усилия юристов по разработке концепции международного валютного права.

Непосредственно проблемами международного финансового (валютного) права занимался А. Б. Альтшулер, который отождествлял понятия "валютные отношения" и "финансовые отношения" и сделал ценный вывод, что международное валютное право является комплексной отраслью права.

Он обратил внимание на специфический характер его предмета, а именно регулирование правоотношений с валютой и валютными ценностями, и обосновал необходимость объединения в отрасль международного валютного права норм международного и национального права .

Актуальность проблемы совершенствования регулирования международных валютных отношений отмечалась отечественными учеными еще в 60–70 гг. XX в.

В. И. Лисовский считал, что международные финансовые отношения являются разновидностью международных экономических отношений, но при этом они обладают четко выраженными характерными особенностями и могут именоваться международным валютным правом .

В систему международного финансового права включают совокупность норм, регулирующих международные валютные отношения, и известные французские юристы Д. Карро и П. Жюйар. Они указывают, что "предпочтительнее говорить о международной валютной и финансовой системах, при этом первая больше затрагивает межгосударственные интересы, вторая – частные интересы" .

Известный немецкий ученый В. Ф. Эбке определяет место норм международного валютного права в системе международного финансового права, но, с его точки зрения, международное финансовое право является комплексной частно-публичной правовой отраслью и основу его составляют международное частное валютное право как право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) валютное право в качестве институционного права .

С таким утверждением согласиться нельзя, поскольку автор смешивает две самостоятельные правовые системы: международное публичное право и международное частное право.

На самом деле предмет международного валютного права составляют правоотношения между публичными лицами, возникающие по поводу их действий в международной валютной системе, и правоотношения между публичными лицами, касающиеся национальных и иностранных валют, прежде всего определения валютных курсов и условий конвертируемости национальных валют.

Подобной позиции придерживается и другой зарубежный юрист Р. С. Рендел. Он определяет "международное финансовое право как совокупность частноправовых и публично-правовых норм, регулирующих отношения по поводу международного движения капитала, существенную роль в которых играют международные валютно-финансовые и кредитные организации и институты" . С такой оценкой согласиться нельзя.

По нашему мнению, к сфере международного финансового права нужно относить только публичные отношения, а частноправовые входят в предмет регулирования международного частного права, в котором, как известно выделяется институт "правовое регулирование международных финансовых и расчетных отношений".

Точки зрения о смешении норм публичной природы и частной природы при регулировании международных финансовых (валютных) отношений придерживается и Дж. Нортон. Он отмечает, кроме того, тесную взаимосвязь норм сложного комплекса soft law с обязывающими международными договорами, актами национального законодательства. При регулировании этих отношений он особо выделяет комплексный характер норм права, проявляющийся в том, что "исследуемые связи регламентируются отраслями, принадлежащими к различным системам права: международной и национальной" .

Третья группа ученых (Ю. М. Колосов, E. С. Кувшинов, М. В. Кучин) придерживается мнения, что отсутствует необходимость разделять две отрасли права – международное финансовое право и международное валютное право – и поэтому следует говорить о едином валютно-финансовом праве .

В настоящее время некоторые ученые высказывают мнение о потенциальной возможности обособления правовых норм, регулирующих валютные отношения в самостоятельную отрасль права .

Так, например, Б. Ю. Дорофеев, Η. Н. Земцов, В. А. Пушин выдвигают тезис о становлении самостоятельной отрасли права – валютного права, тем более что в зарубежной науке и практике подобные структуры права уже давно выделяются. Эти ученые представляют валютное право как отрасль российского права и указывают, что валютное законодательство РФ к 1999–2000 гг. достаточно прочно обособилось от других отраслей законодательства .

В. И. Давлиева также пишет о формировании, но уже международного валютного права .

Необходимо отметить, что есть основания в пользу такой позиции, а именно: особенность валютных отношений, свидетельствующая об их самостоятельном характере, а также то, что валюта в большинстве государств является особой и неотъемлемой составной частью экономики, и то, что валютные отношения уже обособились от других видов отношений.

Действительно, валютные правоотношения имеют значительное сходство с финансовыми правоотношениями.

В перспективе, учитывая темпы разработки международноправовых валютных документов, специфику и огромную значимость регулируемых международным валютным правом отношений, возможна ситуация с выделением валютного права в качестве самостоятельной отрасли.

С нашей точки зрения, в современный период, характеризующийся валютной интеграцией государств, происходит заметное развитие важного института международного финансового права – международного валютного права, эволюция которого происходит под воздействием объективных объединительных процессов на глобальном и региональном уровнях, особенно заметных на фоне того, что международное финансовое право представляет собой подотрасль международного экономического права, однако, к сожалению, на сегодняшний день содержание института международного валютного права полностью не определилось.

Специалистами сформулировано несколько определений международного валютного права, которые носят общий характер и не отражают всех характерных признаков этого специфического института международного права. Наиболее часто встречающееся определение таково: международное валютное право – это отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность существующих и находящихся в стадии становления международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных валютных отношений.

В связи с вышеприведенными разночтениями в оценке следует решить вопрос о юридической сущности международного валютного права и дать ему оценку, тем более что развитие этого института международного финансового права происходит весьма активно, поскольку ускоряется и увеличивается объем движения товаров и услуг на мировых рынках, сопровождающееся транснациональным продвижением валютно-финансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах.

Целью международного валютного права является также устранение препятствий для межгосударственных валютных операций. В структуре валютного правоотношения выделяются в качестве его элементов субъект, объект и содержание.

  • См.: Ровинский Е. А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Сов. государство и право. 1965. № 2. С. 66.
  • См.: Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть / И. И. Лукашук. М.: БЕК, 1997. С. 199.